Часть 5. «Непотопляемый» Генри Форд

«НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ» ГЕНРИ ФОРД

Судиться Форду приходилось часто…

      За пять лет с 1903 года в США появилось 240 автомобилестроительных фирм и конкуренты не раз пытались посадить на мель.Генри Форда

      Буквально сразу после появления «Ford Motor Co” против нее был возбужден судебный иск могущественной Ассоциацией лицензионных автопроизводителей. Еще в 1895 году Джордж Селден запантетовал сочетание двигателя внутреннего сгорания и четырех колес и теперь этот ловкий юрист, за спиной которого стояла Ассоциация, требовал у автомобильных компаний «дани» в виде покупки лицензии.

Генри Форд, 1933 год

«Время на борьбу с конкурентами, расточается зря; было бы лучше употребить его на работу» Генри Форд

Тяжба тянулась восемь лет. Конкуренты, выступавшие заодно с Сельденом, запугивали покупателей: мол, приобретая автомобиль у Форда, вы приобретаете повестку в суд. Генри в ответ стал прилагать к каждому проданному автомобилю страховку на случай судебных издержек, якобы гарантированную особым фондом в 12 миллионов долларов. На самом деле никаких 12 миллионов у него и в помине не было, и риск выходил огромный! Компаньоны Форда, испугавшись, бросились продавать свои доли в предприятии — их с готовностью покупал сам Генри, став со временем единовластным хозяином завода. К слову, никто из покупателей так и не обратился за компенсацией, потому что в суд на них никто не подавал.

В конце концов для решения затянувшегося спора был устроен «следственный эксперимент». По чертежам, приложенным к патенту Селдена, а также по юношеским чертежам Форда сделали по допотопному монстру. Колымага Селдена проползла с бесконечными остановками метров десять и навсегда заглохла. Фордовское же чудище наматывало круг за кругом, жизнерадостно грохоча мотором.

      Судебная тяжба длилась три года. Сразу после первого процесса, где Форд потерпел поражение, конкуренты попытались добить «выскочку», организовав кампанию под лозунгом: «Каждый, купивший машину у Форда, может быть арестован».

      Симпатии публики были на стороне маленького предприятия, вступившего в борьбу с гигантом. Форд, подав аппеляцию, в 1911 году в итоге все же выиграл дело и положил конец монополии Ассоциации. Процесс наделал много шума, а Генри Форд приобрел популярность.

      Генри Форд считал. что избыточное количество законов, регулирующих деятельность предприятий, тормозят их развитие. Как правило эти законы нелогичны, запутаны, противоречат друг другу, зато создают различным службам много лазеек для законного вымогательства.

Охочая до скандалов пресса не раз пыталась «зацепить» его в отсутствии хорошего образования. Форда что называется «достали» и он решил, наконец, за слово «невежественный» в его адрес подать в суд на известную газету «Чикаго Трибьюн».

      На суде адвокат газеты, пытаясь поставить Форда в тупик, спросил про число солдат посланных Британией в Америку, чтобы подавить восстание 1776 года и роль Джорджа Вашингтона для страны

      Но Форд не растерялся: «Я не знаю, сколько именно солдат было послано, но уверен, домой вернулось значительно меньше. Да, он не знает, что сделал для страны Джордж Вашингтон. И что с того? У каждого, сидящего здесь, может быть по три свидетельства о высшем образовании и, тем не менее, все они ездят они на машинах механика-самоучки Форда!»

      И хотя суд признал заявление газеты «о невежественности Форда» вполне обоснованным, процесс оказался в центре внимания прессы и в большой степени способствовал росту популярности как самого Форда, так и его машин.

Учитесь как делать пиар у старика Форда!

Реклама 1932 Ford V8

      В целях рекламы Форд на пару с своим другом миллионером Рокфеллером ездили на самой дешевой «Жестяной Лиззи» с матерчатым верхом. В 1922 году он приобрел компанию «Линкольн» и пересел на авто класса люкс.

      Он первым для создания положительного образа компании стал широко использовать прессу. «Если вы не занимаетесь репутацией своей компании, ей займутся ваши конкуренты» — говорил Генри Форд.

Обладая сильной харизмой, он постоянно притягивал к себе внимание

      Реклама того времени это картинки или фотографии при минимуме текста. И Форд однажды решил поступить «наоборот» (он вообще любил так делать). В качестве рекламы он представил подробное описание того, как была изобретена данная модель, финансовое положении компании, перечислены все сборочные заводы, фабрики и филиалы. Приходиться удивляться, но именно этот, казалось скучнейший текст в 1200 слов на две газетные страницы, способствовал наибольшим продажам.

«Желтая» пресса то и дело обсуждала его встречи с молоденькими киноартистками

      Он считал, что только дешевый и практичный товар можно сделать ходким, а большая реклама — свидетельство товара с недостатками. Последний он сравнивал с тупым зубилом. С 1917 по 1923 год модель «Т» вообще никак не рекламировали.

      Тайну сменившей ее «Ford A» сохраняли до последней минуты. «Автомобильный Король» многозначительным молчанием еще больше подогревал интерес. Образцы, зашитые в холщовые мешки, были отправлены в демонстрационные помещения. Поступило 400 тысяч предварительных заказов, хотя фактически покупали «кота в мешке». Едва осмотрев машину в демонстрационном зале, люди бежали оформить покупку. Первые пять дней в 5 тысячах газет по всей Америке печатались огромные рекламы и поначалу тысячи покупателей штурмовали конторы дилеров. Но рекламная шумиха улеглась и стало ясно: модель «А» не была выдающийся и с технической стороны, и по внешнему виду.

1363246041_zerx.ru_5

«Экономить на рекламе — все равно, что остановить часы, пытаясь сэкономить время» Генри Форд

      С началом Великой депрессии миллионы американцев остались без работы и средств к существованию. США захлестнула волна банковских ограблений. Многие связывали свои лишения с жиреющими банкирами и открыто симпатизировали налетчикам, видя в них новых Робин Гудов (хотя те и не раздавали деньги). Не удивительно, что две третьих ограблений оставались нераскрытыми.

w0000135

      На фоне тысяч налетчиков заметно выделялся Джон Диллинджер — хладнокровный убийца с изящными манерами, объявленный «врагом общества №1». Тщательно продуманный план, взятие заложников и использование нескольких сменных автомашин — были его «ноу хау». Впрочем немало американцев тогда считали, что он был нанят самими банками, которые после его «ограблений» получали страховку.

      В мае 1934 года Форд получил письмо от Джонни Д., где тот писал: «… вы делаете самые лучшие в Америке автомобили для побега и знаете тонкости этого дела, как никто другой».

Ford-Model-A

      Этот Ford A, сохранивший следы от пуль и крови на обивке, он с сообщником угнал при побеге из тюрьмы. Усадив захваченного охранника за руль, Джонни Д. разбил заднее стекло и отстреливался от погони.

      Тогда же ему отправил письмо и легендарный Клайд Бэрроу: «… Благодаря ровному ходу и отсутствию неполадок, “форд” может дать сто очков вперед любому другому автомобилю.» Впрочем, некоторые эксперты считают оба этих письма подделкой. Как бы то ни было, Форд не преминул случая и дал их напечатать ряду газет.А через пару недель Бонни и Клайд уже были мертвы, их краденый Ford V-8 был прошит 167 пулями, что только прибавило им отчаянной славы, а «фордам» громкой рекламы.

      Кровавые похождения гангстеров оставалась в центре внимания американской прессы, каждый аспект их тщательно обсуждался. На протяжении многих лет бушевали слухи и рождались легенды. Вряд ли что еще так могло положительно повлиять на продвижение фордовских машин.

68407LuchScen_1_21

Бонни и Клайд – знаменитая гангстерская парочка — угоняли исключительно «форды». Те полюбились им за надежность и отменное качество стальной обшивки. Майским утром 1934 года бандиты попали в засаду. Свинцовый град из более 50 пуль изрешетил их тела

На волоске…

      В 1916 году взбунтовались акционеры, во главе которых стояли братья Додж. Их недовольство было вызвано тем, что прибыль шла не на выплату им дивидендов, а исключительно на расширение производства.

      Осознав, что в суде он проиграет, Форд решил спешно выкупить акции. Платя за 100 $ акцию по тем временам огромные деньги -12 500 $ (!), он скоро избавился от акционеров, стал владельцем 100% капитала. В первый год после войны сбыт почти удвоился и он, чувствуя себя «на коне», скупая акции подписал векселей на сумму многократно раз превышающую ту, которой располагал.

      Но в середине 1920 года на Уолл—Стрит неожиданно разразилась паника и дела пошли плохо. Сбыт все сокращался. Он наконец понял, что ему приходится туго…

      «Автомобильный Король» развивал свое производство исключительно за счет получаемой прибыли и избегал брать кредиты в банках. Он понимал, что проценты по кредитам дадут прибавку к цене, создав барьер между его автомобилями и возможными покупателями. В выигрыше останутся только банки, имея свой процент.

      Он угодил в хитроумную ловушку, устроенную сговорившимися банкирами. Те подгадали момент и спровоцировали финансовый кризис, чтобы поставить Форда на колени и контролировать его бизнес. Все были уверены, «еще немного и Форду крышка».

«Lincoln K» 1939 г — первый автомобиль, специально собранный для президента США

      А тем временем Форд продолжал, как ни в чем не бывало выпускать автомобили. В то время газеты писали, что он, вероятно, уже тронулся умом.

      Но тем и отличаются короли от простых смертных, что умеют, когда надо, поставить все на карту. И когда нью-йоркские банкиры уже потирали руки, предвкушая, как они поставят «непотопляемого» Форда на колени, он раскрыл свою карту.

      У него по всей Америке было более 7 тысяч дилеров и это был выгодный бизнес. К тому времени все 35 сборочных завода скопили огромный запас автомобилей. Тяжкое бремя бегать, убеждать и умолять местных банкиров, занимать у друзей, брать закладные под свои дома – все это Форд переложил на своих дилеров. Он разослал им телеграммы, чтобы те немедленно выкупили определенное число машин.

      В ответ – тысячами полетели протестующие телеграммы. Невозможно, заявляли дилеры, это равнозначно разорению. Но Генри был непреклонен. Или они поступят так, как он им велел, и добудут для него наличные, или лишаются своего торгового агентства.

      Параллельно с этим он сократил десятки тысяч рабочих (в основном пожилых), заставив остальных работать больше. Учитывая все до мелочей, свел к минимуму свои расходы, даже закрыл на шесть недель свои заводы. Даже точилки для карандашей служащим велели иметь свои.

Когда началась волна увольнений пожилых рабочих, в окрестностях завода резко возросло потребление черной краски для волос, которой сотрудники закрашивали седину

      С огромным трудом , «вися на волоске», ему удалось таки в последний момент выкрутиться, оставив дельцов с Уолл-Стрита опять с носом. С тех пор между ним и еврейской мафией, реально владевшей большинством банков, осталась взаимная вражда.

Машина времени от Генри Форда

      Помимо того, что Генри Форд был человеком неординарным, творческим и активным, он очень любил свою родину. Ещё в 1906 году он начал бережно и увлеченно собирать ценные исторические вещи и документы, относящиеся к истории США.

Музей Форда в Дирборне

Здесь время словно повернулось вспять…

Жизнь в Музее Форда настолько реальна, что кажется будто он изобрел машину времени. И сам Форд незримо здесь, с нами

      Через 20 с небольшим лет коллекция, пополнившись многочисленными ценными предметами и экземплярами техники, по сути превратилась в музей американской истории. Форд открыл его для публики, чтобы показать «как далеко и как быстро продвинулись американцы», назвав в честь своего хорошего друга, ученого Эдисона.

      И все же все американцы связывают его исключительно с именем Генри Форда. Он находится недалеко от Детройта в городке Дирборн, где жил и основал свою компанию автомобильный король. В Детройте нет более магического имени, чем Форд. Если бы не он, гордиться бы тогда жителям Детройта разве что хоккеем и баскетболом

      Это музей «обо всем», где можно воочию наблюдать, как работают те или иные механизмы. Вам покажут, как раньше делали глиняные горшки, как ткали ткани, как работал печатный станок, как пилили дрова на лесопилке. Среди более миллиона разных «интересностей» внимание посетителей привлекают конечно же уникальные модели автомобилей, многим из которых уже исполнилось сто лет.

      Музей Форда имеет мало общего с обычным музеем в привычном понимании этого слова. Это целый исторический город на площади в 100 гектаров, с улицами, домами, машинами, костюмированным представлением, которые переносят посетителей на много лет назад.

Корабль «мира» или корабль «дураков»?

      Крупные предприниматели, обладая навыками управления и принятия стратегических решений, нередко являются людьми честолюбивыми и стремятся в большую политику.

Генри Форд с женой на светском приеме

      В конце 1916 году он, спонсировав плавание, на судне, вошедшем в историю как «Корабль мира», вместе с делегатами мирной конференции отправился в Европу, чтобы ни много, ни мало остановить Первую мировую войну.

      Вскоре он осознал, что благими пожеланиями войну не остановить. Милитаризм и войны неизбежны, пока существует система наживы, позволяющая кучке людей ввергать мир в пучину бедствий.

      И хотя из затеи ничего не вышло — пресса называла ее «Корабль дураков», а Форда — «Американским Дон Кихотом», но популярность его от этого только выросла. Симпатию общественности не могла не привлечь обширная благотворительная деятельность.

      Так что Форд вновь оказался в выигрыше — в Европе узнали, что скоро у них появится фордовский трактор, тиражирование слова «Ford» с лихвой окупило расходы на миссию мира

И даже Форду в жизни не все удавалось

      В 1920 году в США стали создаваться клубы «Дадим шанс Генри Форду», «Форда – в президенты!». В 1923 году вышла его статья «Если бы я был президентом США», указывающая на недвусмысленность его намерений.

«Человек имеет два мотива поведения – настоящий и что красиво звучит» Генри Форд

567

      В октябре 1924 года умер президент США и его место занял вице-президент Кальвин Кулидж. Шансы Генри на предстоящих выборах были высоки. Незадолго до этого он выпустил десятимиллионный «форд» и совершил на нем триумфальное турне по стране.

      Ясно, что для правящей элиты он был неугоден – слишком независим и непредсказуем. И еще он неприемлем для Уолл—Стрит

Леонид Титов


      Другие статьи нашей рубрики «Великий Генри Форд и его автомобили»

     

Еще не читали?!

Ну это вы зря…

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Posterous
  • Tumblr

Эта статья опубликована в категории Великий Генри Форд и его автомобили.

Обсуждение закрыто.