Заключительная часть: Великий Генри Форд


ВЕЛИКИЙ ГЕНРИ ФОРД

 

Время не любит, когда его тратят впустуюГенри Форд

      Однажды щуплому Генри Форду, с трудом везшему доверху груженую тележку, один из инженеров крикнул: «Крепче упирайся пальцами ног, парень, и у тебя все получится!» Это было, когда он, едва обосновавшись в Детройте, устроился рабочим на судостроительный завод. Много лет спустя на портале своей знаменитой инженерной лаборатории Генри Форд велел выбить эти самые слова, брошенные тогда ему на ходу.

      Над ним смеялись, его боялись, ему завидовали, постоянно «вставляли палки в колеса», но его это мало волновало – он неуклонно шел с присущей ему настырностью к поставленной цели. Дважды попытки создать собственную компанию терпели неудачу. Успешной стала третья, ему было уже 40.

«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения»

      До Генри Форда автомобили были продуктом кустарного производства, а потому ненадежными и баснословно дорогими. Наладив конвейерное производство, Генри Форд штамповал их словно металлические пуговицы. Тем самым не только поставил мир на колеса, но и проложил путь в индустриальный век. Линии разлива молока или производство электроники и даже «Big Mac» — все они ведут свою родословную от его сборочной линии.

      Генри Форд — «человек, который сам себя сделал». Его империя включала 48 заводов в 23 странах на всех континентах, где трудились около 150 000 человек. Деньги пришли «сами собой» и были далеко не главным стимулом.

«Форд Т» и в наши дни используют вовсе и не как музейный экспонат

      В чем ключ успеха Генри Форда? В гении изобретателя? В редком таланте предпринимателя? Харизме и безоговорочной вере в себя? Но история знает массу очень талантливых неудачников, непризнанных гениев и харизматических изгоев? Ничто на свете не может заменить одержимость идеей, которая заставляет человека работать как проклятого, становиться сильнее от встречающихся преград.

«Препятствия – это те страшные вещи, которые вы видите, когда отводите глаза от цели» (Генри Форд)

      Генри Форд был одержим «вечным» автомобилем, чтобы тот как хорошие часы служил хозяину всю жизнь. И лишь нереальность этой мечты помешала ему. Но и то, что удалось, поразило всех. Авто в то время совершенствовались буквально на глазах, а “Форд-Т” почти 20 лет(!) выпускался практически в неизменном виде. Лет через пять машины других фирм уже разваливались на части, его «Жестянка» продолжала и продолжала работать.

      Он избегал изысканной отделки салона, мало заботился о комфорте и престижности марки. Равнодушно относился к высокой скорости серийных машин и не придумывал для них красивых названий. Зато предъявлял высочайшие требования к качеству используемых материалов и комплектующих (принуждая поставщиков «лезть из кожи»), что определяло непревзойденную надежность узлов и агрегатов «фордов». «Лучшая машина та, которая едет»и «Вы покупаете «Форд» не потому, что он дешевый, а потому, что он лучший». Так говорил Генри Форд.

      В невероятно простой даже для своего времени модели «Т», прозванной злыми языками «машиной неудачников», не было и намека на комфорт. Как и по большому счету особых технических решений. Не бог весть какая машина, о которой никто бы не вспомнил, если бы не одно НО.

Генри Форд, окончив всего сельскую школу, удивительным образом разбирался в экономике,
пожалуй, даже лучше, чем в машинах. Он и сделал расчет, создавая «рабочую лошадь из железа», именно на «неудачников». Ведь тех несравненно больше, нежели миллионеров!

Учитесь торговать у Старика Форда!

      Владеть автомобилем тогда могли разве что самые богатые, да еще «маньяки-механики». Этот дорогой и технически сложный товар (порой его делали годами под заказ) расходился крайне медленно и Генри Форд, уже имея за плечами опыт банкротства двух компаний, свернул с накатанного пути.

100-летний юбилей Форд Т

В 100-летие марки шестьдесят «Форд Т» вновь штурмуют гору Бен-Невис (1344 м)
Продемонстрировав всему миру высокие качество и надежность, в 1911 году один из «Форд Т» покорил
‘эту самую высокую точку Британских островов

      Испокон веков цену товара устанавливали столь высокой, насколько позволял спрос на рынке. А Генри Форд рассудил, что покупателями не рождаются, ими становятся. Поэтому лучше быстро сделать и продать десять дешевых машин, чем стоимостью в небольшой особняк авто-шедевр, который будет пылиться на складе.

      «Нужно… чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество» (Генри Форд)

      Продавать дешево еще мало для успеха «народного» автомобиля. Главное — убедить публику, что каждый купивший «форд» «не выбросит на ветер деньги» и сможет легко им пользоваться. «Лучший сервис — своими руками» — любил повторять Генри Форд и конструировал машину, ремонтируемую «на коленке» (на худой конец в сельской кузнице), управлять которой необычайно легко.

      Пока лишь богачи покупали авто, вопросы эксплуатации производителей не интересовали. Сервиса не существовало, о гарантии никто и не заикался. Мелкие поломки устранял нанятый водитель-механик. Каждая деталь вытачивалась специально, подгоняясь на месте всякий раз заново. Владельца дорогущей машины продолжали «потрошить», взвинчивая цены на ремонт и детали.

      «Ford Motor Co» впервые ввела единые стандарты для всех деталей и крепежных элементов с точностью 0,003 мм(в то время!) и сделала их крайне дешевыми. Выгоднее было заменить деталь, нежели чинить. Тогда собственно и появилось понятие запчастей. Сложные узлы и агрегаты теперь меняли целиком на новые заводской сборки — качество ремонта стало несравненно выше.

Ford AA

      «Машины продают лишь для того, чтобы затем продавать запчасти к ним» (Генри Форд). Он создал широкую дилеровскую сеть во всех (!) городах США и по всему миру с продажей, обслуживанием и ремонтом проданных «фордов». Этот блестящий маркетинговый ход стал и решающим в борьбе за покупателей.

«Если кто то откажется от моего автомобиля, знаю,
что в этом виноват только я сам»   Генри Форд

      Дилерам предписывалось не буксировать сломанные машины днем и разделить торговые залы от ремонтных зон, чтобы покупатели не слышали жалобы владельцев неисправных машин. Ноу хау продаж стало указывать цену «форда», «голенького, как новорожденный младенец». Ехать то он ехал, но нужно было еще прикупить и запасное колесо, и тент, и сигнал, и фонари, и инструмент.

      Покупатели не сразу «распробовали» «Форд Т». Но вскоре удостоверились, что это за небольшие деньги по-настоящему надежная машина, которой нипочем бездорожье Америки тех лет. И пока конкуренты, посмеивались и дивились блажи выскочки «делать хорошо, а продавать дешево» с его «экипажем для черни», тот быстро заполонил Америку.

ford_model_a_roadster_2

      Но, как говорится, недостатки есть прямое продолжение достоинств. «Живучесть» его машин со временем привела к лавинному росту торговли ими на вторичном рынке. Простота же препятствовала разнообразию модельного ряда. К середине 20-х первый спрос был уже удовлетворен, появился средний класс, больше ценились комфорт и технические новшества. Огромные деньги шли на рекламу, призывающую менять вышедшие из моды машины. Банки стали кредитовать покупки машин, лишив «форды» преимущества ценовой доступности. Со временем и конкуренты пришли в чувство. А Генри Форд упрямо верил, что совершенствуя производство, цену можно непрерывно снижать и машина будет «продавать себя сама». Но то, что было хорошо еще вчера, уже не срабатывало. И компания постепенно потеряла лидерство.

      Стремясь вернуть первенство, в конце 1927 года Генри Форд выпустил модель «А». На двигателе первой машины он собственноручно отчеканил №1.

Последнее чудо, сотворенное Генри Фордом

      В первые пять дней продаж в 5 тысячах газет по всей Америке печатались огромные рекламы. «Ford Mo Co» потратила на это больше, чем за всю долгую жизнь модели «Т». За неполные пять лет было собрано свыше 4,8 млн модели «А» с 22 (!) вариантами кузова. Но вновь выйти в лидеры удалось ненадолго. В 1928 году появилась дешевая модель «Шевроле» с шестицилиндровым мотором. А в июле 1931 года Уолтер Крайслер навестил Генри и его сына Эдзела. Прокатив их по окрестным улицам на только что запущенным в производство «Плимуте», он оставил машину в подарок. После этого красивого жеста у Генри Форда не осталось сомнений: ему как можно скорее нужна качественно новая машина. И он «поднял перчатку», приступив к разработке восьмицилиндрового мотора, о котором давно мечтал.

Генри Форд с сыном Эдселом у V8 Ford (1936)
Генри Форд с сыном Эдселом
у V8 Ford (1936)

Генри Форд так и не обучился читать чертежи: инженеры готовили деревянный макет и отдавали ему на суд

      V-образные «восьмерки», ставившиеся рядом фирм на дорогие моделях, требовали точнейшей фрезерной обработки стыковочных поверхностей картера и двух блоков цилиндра. Сделать мотор монолитным блоком означало на много удешевить производство и получить широкие возможности форсирования. Инженеры как один заключили — это невозможно. «Работайте, пока не сделаете», — отрезал мэтр. Прошло полгода. Никаких результатов. Еще полгода. Снова ничего. Еще год, инженеры доложили, что сдвигов нет. «Это должно быть сделано!», – раздраженно сказал Генри Форд.

      И, во многом благодаря харизме мэтра, двигатель, намного опередивший время, был таки сделан. Он получился очень компактным. свободно размещаясь под капотом машины, спроектированной для четырехцилиндрового силового агрегата. Конкуренты покупали «Ford V8», разбирали моторы и долго не могли понять — как такое возможно. V8 продержался в производстве до середины 60-х(!).

V8 Ford (1939)
V8 Ford (1939)

      Как то при проведении испытаний Эдсел Форд на свой страх и риск оснастил десяток «V8» гидравлическими тормозами взамен механических. Ничего не подозревая, Старый Генри как обычно от души разогнался на наугад выбранной машине и тут лопнула тормозная магистраль. Натерпевшись страха, мэтр каким то чудом остановился, но о гидравлике в тормозах никто долго и не заикался.

      Машина ежегодно внешне улучшалась, мощность увеличили поставив двухкамерный карбюратор, но архаичный механический привод тормозов — «стальная надежность на всем пути от педали до колес», сохранился до конца производства модели «V8». Как и допотопные поперечные рессоры, отказаться от которых много раз инженеры убеждали упертого Старого Генри — аргумент был один: «Почему они должны быть поперечные? Да потому же, почему колеса круглые!»

      Двигатель внутреннего сгорания, конструкцию автомобиля, коробку передач и карданную передачу, несущий кузов, карбюратор, полный привод изобрели другие выдающиеся инженеры — Николаус Отто, Карл Бенц, Луи Рено, Винченцо Лянча, Вильгельм Майбах, Фердинанд Порше. Механик милостью божьей, Генри Форд был блистательным рационализатором, непревзойденным мастером улучшения уже известного, а вот революционные инженерные и конструкторские решения — не его стезя.

О пользе «невежества»

      И конвейер придумали и применяли до него. И все же механик-самоучка придумал немало революционного в такой на первый взгляд далекой от техники области, как экономика. Он ничего не понимал в заумье «специалистов», но это тот самый случай, когда лучше вообще не знать, чем иметь «шоры в мозгах».

      Бытует мнение, что экономикa нaстолько сложна, что понять ее могут только немногие «ученые мужи». Между тем по неписанному закону преуспевает в бизнесе исключительно не получивший пресловутое «экономическое образование». Примеров тому великое множество от Генри Форда и Джона Д.Рокфеллера до Билла Гейтса и Стива Джобса. Дело в том, что подавляющее число «светил экономической науки» создает умозрительные теории исключительно ради ученых званий и эти изыски напрочь оторваны от работы реальных предприятий. А экономика, изучая вопросы ведения хозяйства, в отличие от высшей математики, является по сути наукой успешных практиков.

      Вопреки вещанию экономистов «гайдаровского помета» (видевших реальное предприятие разве что на картинке), Генри Форд по опыту знал — никакое хозяйство невозможно без планирования. (если, конечно, во главе его не стоит идиот). Кажется естественным и логичным цену устанавливать исходя из планируемых затрат. А ноу хау Генри Форда состояло наоборот, исходить в планировании на год числа производимых машин и целевом снижения цены на них, что чудесным образом, «как бы само собой» уменьшало издержки. «Ford Motor Co» сделала «сказку былью» — регулярно снижала цены и одновременно улучшала качество. Модель «Т» расхватывалась словно горячие пирожки — ускорялся оборот капитала, повышалась конкурентоспособность, становилась излишней реклама (в 1917-1923 годах ее вообще никак не рекламировали).

1947 Ford Delivery Van
1947 Ford Delivery Van

      Стремясь стать независимым от поставщиков и рыночной конъюнктуры, поначалу он создавал большие запасы сырья и комплектующих. Это вело к замораживанию больших капиталов и он принял неординарное решение интегрировать в конвейерный процесс движение «расходных материалов». На завод Рулен Руж подобно потоку лавы поступало сырье, тогда как с противоположной стороны этого промышленного шедевра с конвейера сходили и сходили новенькие «форды». Компания владела месторождениями руды и каменного угля, сотнями тысяч гектаров лесных угодий, каучуковыми плантациями, лесопильными и стекольными заводами, литейными и сталепрокатными предприятиями, пароходами и железными дорогам.

      Разбросав по всему миру сборочные заводы и перевозя машины в разобранном виде (еще одно ноу хау), он многократно уменьшил издержки и превратил «Ford Motor Co» в первую транснациональную компанию (ТНК). Начав производство в 1917 году трактора Fordson и в 1925 году самолетов, Генри Форд к концу 20-х становится одним из крупнейших в мире их производителем.

Генри Форд жил, Генри Форд жив, Генри Форд будет жить!

      Кровавая бойня Первой мировой войны за рынки сбыта, социальные потрясения и революции… Казалось, капитализм вот вот рухнет. как и предрекали марксисты. И тут, во многом благодаря фордовским инновациям и умению сочетать относительно высокую зарплату со значительной прибылью и дешевой продукцией, появляются «синие воротнички», средний класс и «старый» капитализм постепенно возрождается. В первую очередь американский, вырвавшейся в лидеры именно за счет развития массового производства, потом западноевропейский и японский.

      Он до последних лет жизни оставался подвижным, устраивал пробежки, ходил по полю за трактором в жаркий летний день, ни на шаг не отставая. Дела компании уже мало интересовали Великого Генри. Он начал собирать полотна Тициана — кто-то сказал ему, что художник создавал шедевры в 99 лет. Чтобы собрать все произведения Тициана воедино, ему осталось к своей грандиозной коллекции прибавить всего три…

      7 апреля 1947 года Генри Форда не стало. Накануне весь день шел проливной дождь. Стихия погрузила во мрак огромный особняк в городке Дирборн. Под монотонный шум дождя и рев воды, вышедшей из берегов обычно спокойной реки Руж, хозяину стало совсем плохо, наступила смерть от кровоизлияния в мозг. Проводить в последний путь того, кто стал гордостью Америки, собралось более ста тысяч человек. Заводы Форда встали. Ненадолго…

На закате жизни пришел к выводу, что отсутствие выбора делает человека счастливее

Яхта, названная именем Генри Форд

Генри Форд не ушел в прошлое, он растворился в настоящем
«Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное» (Уильям Фолкнер)

      Каждый шаг первопроходцев — риск и вызов. Им всегда непросто. Но только благодаря им человечество движется по пути прогресса. Едва ли найдется с десяток людей, столь же сильно изменивших жизнь на Земле. Спросите: кто изобрел автомобиль? Многие наверняка ответят: Генри Форд! И будут по своему правы. Внедрив автомобиль в повседневную жизнь, он дал возможность миллионам ощутить ни с чем не сравнимое чувство скорости, власти над пространством и временем.

      «Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику». Эти слова Генри Форда, похожие на заклинание или напутствие, большинству нынешних предпринимателей кажутся полным абсурдом, достойным внимания разве что наивных простаков. А ведь он это искренне говорил…

Да, мужик весьма серьезный был, это правда.

Леонид Титов


      Другие статьи нашей рубрики «Великий Генри Форд и его автомобили»

     

Еще не читали?!

Ну это вы зря…

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Posterous
  • Tumblr

Эта статья опубликована в категории Великий Генри Форд и его автомобили.

Обсуждение закрыто.