Часть 1: ГЛЫБА — Генри Форд

ГЛЫБА — Генри Форд

«Я наотрез отказываюсь считать что либо невозможным…»

Генри Форд

      Одни Генри Фордом восхищались, тогда как другие выразительно крутили пальцем у виска. Недоброжелатели были уверены — ему помогает сам дьявол. Но все сходились в одном — это титан. В Генри Форде удивительно сочетался гениальный изобретатель и капиталист — первооткрыватель, «рискач», созидатель. Когда мир входит в «излом времени», именно таких избирает успех.

      Не благодаря секундному озарению на Генри Форда пролились дождем слава и колоссальные деньги. Напротив, он достиг всего в поте и каждодневном труде. Пользователи Твиттера в один ряд с ним поставили Стива Джобса. У них и в правду есть что то общее.

Кто он, этот социалист-капиталист Генри Форд?

      Генри Форд любил насвистывать, заставив усомниться в примете «не свисти – денег не будет». Те текли к нему рекой парадоксальным образом: он платил рабочим больше, а продавал автомобили дешевле конкурентов. Что в общем подтверждало принцип: много работая можно и много заработать, но чтобы разбогатеть этого мало, надо придумать что то новое. Всем казалось, что у него есть лишь одна проблема — денег слишком много.

      Ключ успеха «фордов»: минимум цены — максимум простоты и качества. Позже, «разобрав по косточкам», об этом будут строить схемы и пространно рассуждать в учебниках экономики. Но пройти вслед проторенным «поцелованным богом» Генри Фордом путем так и не удалось никому.

Чтобы создать так долго любимый автомобиль, надо быть Генри Фордом
Чтобы создать так долго любимый автомобиль, надо быть Генри Фордом

Лучший бизнесмен ХХ века не поскупился на загадки

      Имеющиеся описания системы управления «Ford Motor Co» весьма туманны. Никто толком так и не понял, почему сложнейшее предприятие с десятками тысяч работников c царящим творческим беспорядком и импровизацией, работало как часы.

      В 30-е вместе с титулом «Короля бобов» на него обрушился град насмешек и комиксов из-за твердой веры в будущее сои. Из нее готовили разнообразные блюда, ежедневно производили несколько сот литров молока, получали синтетическую эмаль, делали пластмассовые детали «фордов» и даже галстуки для «Короля бобов». Всем казалось это «заскоком» Старого Генри, а на деле было гроссмейстерским замыслом сделать фермера клиентом «Ford Mo Co», сперва став его клиентом.

      Поразительная интуиция и креативное мышление Генри Форда чудесным образом сочеталось с прагматичным и острым умом. Это позволяло находить оригинальные ходы, решая проблемы максимально эффективно. Когда все вокруг «копали в глубину», он безошибочно, словно по наитию, «копал в совсем другом месте».

      Генри Форд всегда думал своей головой и, если считал нужным, поступал вопреки господствующему мнению и суждению «авторитетных экспертов». В поисках нетривиальных подходов он порой поручал сложные технические задачи совсем молодым специалистам. Когда же опытные инженеры указывали на невозможность решения в принципе, мэтр отвечал: «Тише, не говорите им об этом, они этого не знают»

Генри Форд на пороге своего дома
«Для меня лично нет ничего отвратительнее праздной жизни…»

«Кто перестал учиться, тот старик — в 20 лет или в 80 лет. Когда же ты учишься, ты всегда остаешься молодым» (Генри Форд)

      В 1914 году прибыль «Ford Motor Co» существенно превысила ожидания и Автомобильный Король вернул купившим в тот год его машину 50 $ (по тем временам немалые деньги). Последовал бунт взбешенных акционеров во главе с братьями Додж. Всем казалось, что теперь уж точно «Форду крышка» Но, будучи «на волоске» от потери компании, ему удалось таки избавиться от акционеров, выкупив их долю. Лояльность покупателей бесценна — «форды» стали покупать и те, кто совсем недавно и не задумывался обзавестись автомобилем. Повторить этот «смертельный трюк» не смог никто.

«Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохой кофе» (Генри Форд)

      «За всякое дело отвечает только один человек» было стержневым принципом строения «Ford Mo Co». «Коллективное руководство», «демократические выборы» начальников Генри Форд считал полной чушью, резонно полагая, что и большинство нередко ошибается. Все важные решения Генри Форд принимал единолично и расставался даже с прибыльным бизнесом, если не мог распоряжаться им по своему усмотрению. На вопрос, почему компанию покинуло немало превосходных служащих, Генри Форд ответил: «Это моя компания, я создал ее, и пока я жив, она будет такой, как я хочу». Ноу хау Генри Форда — внезапно отправить руководителей филиалов в месячный отпуск — в чьих подразделениях начинались проблемы, после «отпуска» увольняли.

      Генри Форда получил 161 патент (последний незадолго до 80-летия) на механические узлы и целые агрегаты, многие детали он впервые изготовил на станке собственноручно. В кабинете Генри Форд проводил меньше времени, чем в цехах, наведываясь во все закоулки. Временами казалось, что он мог непостижимым образом находиться сразу в нескольких местах одновременно. Уже в преклонном возрасте, хватался за ключи и работал на сборке, поучая рабочих.

      Отличался аскетизмом, на себя тратил мало. Мясу предпочитал сырые овощи, орехи и сою. Спиртное избегал, не курил, рано ложился спать, каждое воскресенье ходил в церковь. В противовес джазу устраивал, вечера старинных танцев, катался на коньках. Рождество в своем имении отмечал, наряжаясь Санта-Клаусом и приглашая соседских ребятишек. Дорогие вещи, как и часто менять гардероб не любил, обычно нося безупречно выглаженный светлый костюм из тонкой материи.

      Список друзей очень короткий — Томас Эдисон и Джон Д.Рокфеллер. В пику называвшим трясучку «Форд Т» машиной неудачников, нефтяной и автомобильный магнаты по спартански разъезжали на самом дешевом его варианте с матерчатым верхом.

Lincoln Zephyr Convertible Sedan V12 (1938)

Lincoln Zephyr Convertible Sedan V12 (1938)
Самая легкая и устойчивая предвоенная
машина. Создавая ее конструктор
Джон Тьярди не вёл никаких расчетов,
а просто доверился своей интуиции…

«Лучший автомобиль — новый» (Генри Форд)

      Чтобы попасть в круг самых богатых, вовсе не обязательны хорошие образование и манеры. Но необходимо стать идеальной бизнес-машиной, отбросив все, мешающее эксплуатации подчиненных и подавлению конкурентов. Надо иметь мертвую хватку и никому ничего не прощать, быть изворотливым и хитрым, цепким и честолюбивым. И непременно прирожденным игроком. Незадолго до смерти, 98-летний Рокфеллер полушутя-полусерьезно назначил Генри Форду встречу в раю. На что тот ответил, что в раю они уж точно не встретятся.

      Помимо этих атрибутов миллионеров Генри Форда отличало упрямство и своенравие. Он также на дух не принимал делиться славой. Имена многих замечательных администраторов, конструкторов, инженеров так и остались в тени его великого имени. Впрочем, как известно, человек без явных недостатков лишен и незаурядных достоинств.

      Миллионерам присуща редкостная скупость. Они держатся обеими руками едва ли не за каждый доллар, зная секрет денег — начнешь пускать их на ветер и вскоре потеряешь все. Когда в начале 30-х служащий аэропорта Лондона не смог скрыть изумления, узнав в человеке в поношенном плаще интересующимся самым дешевым отелем Автомобильного Короля, тот произнес: «Этот плащ носил ещё отец, но разве это имеет значение? Я останусь Генри Фордом даже в самом дешевом отеле и что бы я ни надел…»

      Нередко яркие личности отличаются странностями поведения. Генри Форд избегал извещать об увольнении лично. Сотрудник все осозновал, увидев утром разбросанные бумаги и разрубленные на куски стол и стул.

      Однажды заместители решили сделать приятный сюрприз шефу пока тот был в отпуске, подготовив опытный образец нового автомобиля. Тот был немало удивлен, неторопливо осмотривая красную машину с низкой посадкой. Не говоря ни слова, он ухватился за дверцу и отломал ее, следом сорвал с петель вторую, кулаком разбил лобовое стекло, после взобрался на крышу автомобиля и принялся на ней прыгать. Разломал все, что смог.

Форд утверждал — на 80% красоту
машины определяют ее колеса

  Генри Форд считал двигателем экономики мотивацию и производительность труда, а не эфемерную субстанцию «деньги»

      Со временем он стал замечать, что данью кредитов, взяток и паутины запутанных законов братия банкиров, чиновников и юристов душит его брата производителя.

      В обширнейшем списке врагов Генри Форда были все банкиры, финансисты, биржевые спекулянты и юристы, лично Ротшильд, президент Рузвельт и Чарли Чаплин.

      Он считал основой здоровой экономики старую формулу «каждый будет вознагражден по своим способностям и усердию», а не финансовые комбинации. Разростание раковой опухоли спекулятивной виртуальной экономики с ее «кипеньем в действии пустом», где вместо востребованных людьми товаров производятся деньги, Генри Форд уловил гораздо раньше других.

У кого повернется язык сказать, что «лучший бизнесмен ХХ века» не разбирался в экономике, а вот теоретики-профессора, озаренные созерцанием потолка, те,конечно, да

      Для «корифеев» экономической науки «гайдаровского помета», проплаченных финансовыми тузами, Генри Форд как кость в горле. Ведь те бубнят про то, что питает раковую опухоль — «деньги плодоносны по своей природе», «деньги все делают», «юристы напишут хорошие законы и все пойдет как часы», и прочее бла-бла-бла.

Лучший друг фермеров

      Отец мечтал, чтобы Генри работал вместе с ним на земле, а того влекли механизмы. Когда Генри исполнилось 10 лет, отец подарил ему карманные часы. Мальчику не терпелось увидеть, что внутри. Поддел отверткой крышку и ему открылось нечто волшебное. Части механизма чудесным образом взаимодействовали между собой. Генри тут же разобрал его на набор шестеренок и пружинок. Немного «покумекав», собрал, и часы пошли! Часовые механизмы стали страстью юного Генри, в 13 лет его знали в округе как приличного мастера.

«Женщина — это не только вагон удовольствий, но и 3, а то и все 4 тонны проблем» Генри Форд

Генри Форд, Клара и Лиззи
Генри Форд с женой Кларой и «Лиззи» (1914)
Любовь на всю жизнь. Каждому великому мужчине сопутствует великая женщина

      В 24 года Генри Форд знакомиnся на сельских танцах с красивой девушкой, поразив ее не только умением хорошо танцевать, но и удивительными часами, которые он сделал сам. Клара Брайант, привыкшая к грубоватым фермерам, была очарована элегантным молодым человеком со слегка безумным блеском в глазах. Через много лет место их встречи приобрело ореол достопримечательности, куда приходят экскурсии. Он не раз отмечал, что с женой была с ним всегда на одной волне, во времена неудач и успехов, ему несказанно повезло.

      Одно время Генри Форд решил таки послушать волю отца, забыть о мире механизмов и всерьез заняться работой на земле, зажив уютной, размеренной жизнью. И тут к нему обратился сосед-фермер, купивший молотилку, но не представляющий, как к «чортовой штуковине» подступиться. И вскоре молотилка вышла работать в поле, а к Генри стали обращаться фермеры со всей округи.

      На всю жизнь запомнив номер той молотилки — «345», уже через много лет Генри Форд велел ее разыскать. С немалым трудом нашли ту самую — ржавую и заброшенную. Молотилку полностью перебрали, почистили, смазали и доставили ему. И он, как бывало в дни своей далекой молодости, отправился в поле молотить. В тот день ему стукнуло 60…

      «Вы самый богатый человек в мире, а я самый бедный, и потому мы, наверное, должны действовать заодно», — писал Генри Форду фермер из Южной Дакоты осенью 1922 года. Тысячи писем ежедневно приходили к нему с просьбами ссудить деньги. Их секретари тотчас бросали в мусорные корзины. Но это, зная шефа, оставили…

      Оно действительно его заинтересовало. Знал Генри Форд сельское хозяйство не понаслышке будучи владельцем преуспевающего и крупного хозяйства, слыл знатным агрономом. Если у фермера появится немного «лишних» денег и уверенность в завтрашнем дне, то он в первую очередь купит его дешевые, неприхотливые автомобили и трактора.

Генри Форд поставил Америку на колеса
Есть все основания считать Генри Форда «отцом современной Америки». Ведь ее во многом сотворили автомобили, началось строительство дорог и «пошло поехало»…

      Но была одна «загвоздка». Из года в год работая по 16 часов в сутки, фермеры даже самых плодородных штатов едва сводили концы с концами и были в долговой кабале у банков. Генри Форд знал как, запустив конвейер, они могут выйти из порочного круга бедности. Объединяя мелкие хозяйства в крупное (где и трактора, и лесопилки, и маслобойки), избавиться от неэффективных ручных операций и продавать продукцию минуя посредников.

      Видя высокие социальные издержки крупных городских заводов (считая их клоакой), строит малых сельских предприятий автозапчастей, питаемых энергией воды. Фермеры имели работу в период, не связанный с обработкой земли.

      Он предложил правительству отдать в его надежные руки захудалую долину реки Теннесси, чтобы благоустроив ее, производить дешевые электричество и удобрения. Этот масштабный проект восторженно приняли рядовые американцы.

      «Мы хотим Генри Форда!» было повсюду. На прикрепленных к кепкам рабочих и женским шляпкам лентах, расклеенных огромных афишах, намалевано краской на стенах и заборах. Стоило ему появиться на улице, как его тут же окружала восхищенная толпа.

      Это был звездный час, вершина его славы.

Леонид Титов


      Другие статьи нашей рубрики «Великий Генри Форд и его автомобили»

     

Еще не читали?!

Ну это вы зря…

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Posterous
  • Tumblr

Эта статья опубликована в категории Великий Генри Форд и его автомобили.

Обсуждение закрыто.