Часть 2: Генри Форд всегда желал большего

ГЕНРИ ФОРД ВСЕГДА ЖЕЛАЛ БОЛЬШЕГО

 

      Как-то в начале 20-х годов Генри Форд, путешествуя по Флориде, увидел на обочине шоссе человека, пытавшегося починить свою шикарную машину. У того был настолько измученный и унылый вид, что Форд остановился, решив помочь.

      Миллионер заглянул под капот, нагнулся и что-то повернул – машина тот час завелась. Несказанно радостный владелец тут же предложил своему спасителю 10 долларов. Но Форд вежливо отказался. «Ах, простите, — ответил незнакомец, — всему виной ваш «Форд». Я ведь подумал, если человек ездит на такой скромной машине как ваша, то десять долларов ему не будут лишними…»

Генри Форд все ставит на кон

«В мире нет ничего, что нельзя сделать лучше, чем делалось до сих пор» Генри Форд

      Говорят, Генри Форд впервые увидел автомобиль в 12 лет, катаясь на лошади. Впечатление было настолько сильное, что буквально выбило его из седла. С этого момента он заболел автомобилями. Всерьез и надолго. На всю свою долгую жизнь.

Генри Форд в возрасте 25 лет

      Будучи инженером «от бога», он чувствовал душу автомобиля. Генри своими руками собрал сначала двигатель, а затем из металлолома и автомобиль. Потом еще один. Тогда еще невиданную диковину «cамодвижущийcя экипаж» показывали в циpке наpавне c лилипутами-великанами и c «cамой толcтой женщиной в миpе».

      В Америке уже начал появляться интерес к автогонкам. И Форд поначалу почти 10 лет конструировал именно гоночные машины, которые стали побеждать и устанавливать рекорды скорости. Сам участвовал в тогдашних гонках — нечто между цирком и спортом — и не раз побеждал, став в 1901 году чемпионом. Тогда его имя впервые услышала Америка.

      Именно призовые деньги и азарт, позволили ему начать в 1903 году собственное дело. Его компания представляла собой сарай из красного кирпича на окраине Детройта, на котором висела обшарпанная табличка — «Ford Motor Company». Генри грезил об автомобиле для всех — простом, легком, дешевом и очень надежном. Который мог проехать и по сельским дорогам, там, где другие застревали в грязи.

      Более 400 фирм производителей жестко конкурировали в Америке за покупателей-толстосумов (их было немногим больше), поочередно обходя один другого то электромобилями, то «паровиками», то бензиновыми автомобилями. Все вокруг считали невозможным «делать хорошо, а продавать дешево», а «Ford Motor Co» называли «величайшей фабрикой консервных банок».

Болид

      Гоночный автомобиль «999». Построен по проекту Генри Форда и обошелся в огромную по тем временам сумму 5000 долларов. В 1904 году он разогнал «Дьявольский» автомобиль до 147 км/час, сказав после: «Спуск с Ниагарского водопада в сравнении с этим наверняка должен показаться приятной прогулкой».

      Долгие шесть лет – с 1903 по 1908 – методом проб и ошибок, словно взбираясь по ступеням, он шел к своей «Лиззи». Форд и его инженеры перебрали 19 букв алфавита – от «А» до «S». Некоторые из моделей так и остались экспериментальными. У некоторых было два цилиндра, у других – четыре, у одного было их шесть; одни имели цепной привод, другие приводной вал; в двух моделях двигатель находился под сидением водителя. Наибольший успех имела «Модель N» – маленький четырехцилиндровый автомобиль, продававшийся за 500 $. А вот «Модель K» – шестицилиндровый лимузин стоимостью 2500 $ – продавалась напротив слабо.

      «Прощупав рынок», Генри решил все поставить на единственную клетку в рулетке судьбы. Он отказался от одновременного выпуска нескольких моделей и сосредоточился на одной — «Т».

Судьбоносная авария

      Труднее всего оказалось найти легкий материал, способный выдерживать большие и длительные нагрузки. Помог случай. Недаром же его называли человеком, которого избрал успех.

      Во время автогонок 1905 года, его внимание привлек новый французский болид. Не вписавшись в поворот, он врезался в ограждение и перевернулся. К удивлению Форда машина пострадала мало и ему удалось подобрать один из стальных обломков.

«Лиззи» - любовь Генри Форда на всю жизнь
«Форд Т» (1908). Красота «Жестяной Лиззи»
была в ее простоте — тот самый случай,
когда ничего нельзя не прибавить и не убавить

      Лабораторные исследования показали — это необычайно легкая сталь по своей жесткости вдвое превосходит лучшие американские и своими качествами обязана добавкам ванадия. Молнией, блеснула догадка: сделав «вечными» шасси и двигатель, можно изменять уже не весь автомобиль в целом, а только его кузов.

      Но в Америке никто понятия не имел, как получить подобную сталь. И тогда он привлек к работе инженера-металлурга из Англии, который и раскрыл технологию варки. Для этого пришлось преодолеть многочисленные бюрократические препоны, но Форд получил таки ванадиевую сталь.

      Генри запретил поиск изысканного силуэта, дорогую отделку и прочие излишества. Он создавал машину своей мечты словно скульптор, отсекая все лишнее. Все силы конструкторская группа во главе с Гаролдом Уиллсом сосредоточила на совмещении простоты, прочности, малого веса, высокой точности деталей и низкой себестоимости.

Шедевр из бронзового века

      «T» была представлена 1 октября 1908 года. Поначалу никто не pаcпознал в непpитязательной фоpдовcкой новинке шедевр бронзового века автомобилестроения, периода вплоть до Первой мировой. Тогда для изготовления запчастей и элементов декора в основном использовалась бронза. Для своего времени «Т» была современна, с немалым числом оригинальных технических решений, но в целом на фоне конкурентов ничего особенного: ну машина и машина. Рекламные анонсы особо подчеркивали простоту управления и техобслуживания.

Это в наши дни кабриолет считается шиком,
в те времена таких машин было большинство

      Прошел уже месяц с начала производства, собрано уже несколько десятков машин, но ни одна не была продана. На банковском счету всего то 223 доллара и казалось крах, так долго ожидаемый конкурентами, неизбежен…

      И вот наконец то — первый покупатель зубной врач из Чикаго, который откликнулся на рекламу: «»Ford Т» самый совершенный и простой автомобиль, которым может управлять даже 15-летний мальчик!» По поводу почина босс закатил грандиозный банкет.

      А дальше пошло-поехало! Продажи неуклонно росли и это позволило вскоре купить для работы более просторное помещение.

      «Т» задала действующие и по сей день принципы компоновки автомобиля. Руль впервые располагался слева. Четыре цилиндра двигателя входили в монолитный блок, который впервые составлял единый агрегат со сцеплением и коробкой передач. Масса составляла 500-800 кг (в зависимости от исполнения), что было в 3-5 раз меньше, чем у конкурентов.

      Двигатель был разработан самим Фордом еще в начале 1900-х, в дальнейшем много раз дорабатывался. Низкая степень сжатия обеспечивала надежность и долговечность. Чтобы облегчить регулировку и ремонт, головка блока цилиндpов была выполнена cъемной. Для тех лет считалось pиcкованной техничеcкой новинкой, и конкуренты, посмеиваясь, ожидали, что cтык между блоком и головкой будет беcпpеpывно течь. Не тут то было — две литые детали были пригнаны наглухо.

      Переключать передачи на тогдашних автомобилях было сущим мучением. Одной из «изюминок» «Форд Т» была коробка передач планетарного типа переключаемых одной педалью (прообраз гидромеханического «автомата») и встроенным рабочим тормозом на задние колеса. Две передачи «вперед», одна «назад». Низкооборотный двигатель не глох при переключении даже у начинающих водителей. Ни скрежета, ни рывков.

      Колеса были несъемными (демонтировалась только шина). 12 овалоподобных ступиц колеса делались из специальной «артиллерийской» древесины, усиленной бронзовыми бандажами.

      Управление «газом» было выведено на подрулевой рычажок. Расход бензина в среднем 11л на 100 км, сильно завися от качества дорог. Можно было заправляться также спиртом и этанолом.

100-летний юбилей

100-летний юбилей «Ford T» в Индиане
При езде на «Лиззи» ощущения просто сказочные!
Ветер прямо в лицо, рама солидно «дышит» на
каждой кочке, кожаный диван поскрипывает,
мотор довольно урчит, пережевывая бензин

      В базовой комплектации ранних лет выпуска нет никаких приборов. Позже ставили амперметр. Спидометр за 65 $ входил в опцию.

      Электрические стартеры в те годы ставились только на «Роллс-Ройсы», мотор запускался заводной ручкой («заводяги») с третьей-четвертой попытки и вывихнутые пальцы были обычным делом. Цилиндры «схватывали» не одновременно и машину первые секунды лихорадочно трясло. Впрочем, она довольно легко заводилась с толкача и городские мальчишки предлагали эту услугу за 25 центов. С 1919 года появился электростартер.

      20-сильный мотор разгонял машину до 70-80 км/час. Специально подготовленные для автогонок «Жестянки» развивали до 150 км/ч. Страшно даже представить ощущения — так гнать на колымаге без нормальных тормозов и на деревянных колесах.

      Не было ни водяного, ни масляного, ни бензинового насосов. Вода циркулировала в системе охлаждения за счет разности температур. Смазка двигателя осуществлялась разбрызгиванием. Бензин подавался самотеком из бака под передним сиденьем и езда в крутую гору возможна только «задом наперед» — иначе подача топлива прекращается и мотор глохнет…

Жестянка по имени Лиззи

      Всего эта легендарная машина имела около двадцати весьма ярких прозвищ как «трясучка», «курятник», «Бэтти попрыгунья», «детройтская напасть» и даже «клоповник на бензиновом ходу». Но в истории она осталась «Жестяной Лиззи». Женским именем Лиззи в начале прошлого века жители деревень обычно называли своих рабочих лошадок. Железная лошадь, в общем.

Еще при жизни стала памятником самой себе
Ее и ругали, ее и любили
Еще при жизни стала
памятником самой себе

      Предельное простота конструкции свела к минимуму количество деталей и узлов, способных выйти из строя и машина ломалась нечасто. Запчасти стоили очень дешево, ими можно было разжиться в любом придорожном магазинчике. Как правило сам ремонт был несложен и вполне по силам миллионам владельцев, постоянно копавшимся в механизмах «Жестянки». Для этой цели имелся хорошо укомплектованный набор специальных инструментов.

      Для обывателя автомобиль превратился из скопища малопонятных узлов и агрегатов, отпугивающих своей сложностью, в нечто понятное и доступное. Два поколения американцев гораздо лучше разбирались в устройстве планетарного механизма, нежели в планетах солнечной системы. Плоскогубцы и отвертки были общими, а владельцем насоса по считался тот, кто последний им воспользовался.

      Внешне неказистая и грубоватая, «Лиззи» с ее спартанской простотой и отсутствием комфорта, была явно не для форса. На ходу она раскачивалась словно утка и поскрипывала подобно старому сараю на ветру. На ней невозможно было «пустить пыль в глаза» выгодному клиенту или покатать красивую девочку. Европейцы с ехидцей окрестили «Жестянку» «китайским «Мерседесом», она вошла в список 50 худших автомобилей в истории по версии журнала Time Magazine.

      Зато тем, кто ездит по делам, фермерам скажем, или городским на работу — то, что надо.

      Сам же Форд называл свое детище не иначе, как «универсальный автомобиль». Рама из ванадиевой стали была весьма эластичной и сохраняла прочность даже при больших перекосах при движении по ухабистым проселкам. Сто лет назад в Америке дорог в нашем понимании (даже грунтовок) не было вообще. Жидкую грязь, колеи, крупные камни и броды регулярно попадались на пути. Большой дорожный просвет и малая масса позволяли легко преодолеть и ухабистые поселки, и грязь, и снег, и песок, и даже каменную лестницу. «»Жестянка» была просто «неубиваема»: она чуть дышит, все в ней трясется, от брезентового навеса остались клочья, а от запасного колеса только заржавленный обод, но она едет… Американские фермеры приспосабливали неприхотливую «Лиззи» буквально под все. При необходимости вместо задних колес на ось накидывали приводной ремень, получая «двигатель» для станка, сепаратора, пилы или молотилки.

fo-23autowp.ru_ford_model_t_depot_hack_2ford-model-tt-pumper-05

      «Лиззи» выпускалась с 9 основными модификациями кузова, которые заказывались у сторонних производителей в Детройте. Открытые, закрытые, двух, четырех, пятидверные, кэбы, фаэтоны, ландоле… просто песня! Плюс разнообразные коммерческие кузова и навески. Чтобы стать обладателем к примеру пикапа, фургона и грузовичка можно было не покупать три машины. Достаточно было приобрести одно стандартное шасси и съемные кузова

      На базе модели «Т» были пожарные машины и такси, полицейские и почтовые фургоны, бортовые грузовики и школьные автобусы, гоночные болиды и шикарные купе, кемперы и передвижные овощные лавки…

Эту машину не просто покупали. Ее обожали, словно живой давали имена

100-летний юбилей

Парад к 100-летию «Форд T» в Индиане (США)
Около ста тысяч «Лиззи» по прежнему в строю

      Со временем многочисленные фирмы стали изготавливать специальные узлы и комплекты деталей. В числе их тормоза передних колес, колеса с проволочными спицами, приставки к трансмиссии, позволяющие получить три или четыре передачи, и даже комплект узлов, позволявший сделать ведущими и передние колеса.

      Модели Т было выпущено так много, а служили они так долго, что впоследствии американцы Tin Lizzy стали называть любую старую машину-развалюху, как мы — «ведром».

      Когда узнали о снятии «Жестянки» с производства, Америку захлестнула волна сентиментальности — ведь безвозвратно уходила целая эпоха. «Лиззи» покупали просто «на память» и про запас, как керосиновую лампу. Фильмы, пеcни, мифы, анекдоты, галеpея пpоизведений живопиcи, гpафики и даже cкульптуpы, — из чего только не cложен поcтамент памятника «Жестяной Лиззи».

      На дорогах Америки ее, словно мамонта, забывшего умереть, можно было видеть до середины 50-х. Ее помнят до cих поp, пpичем далеко за пределами pодной Амеpике. Одним словом «Автомобиль ХХ века».

Леонид Титов

      Другие статьи нашей рубрики «Великий Генри Форд и его автомобили»

     

Еще не читали?!

Ну это вы зря…

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Posterous
  • Tumblr

Эта статья опубликована в категории Великий Генри Форд и его автомобили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *