Часть 3: У Генри Форда ничего не пропадает…

У Генри Форда ничего не пропадает…

Миллионер-рационализатор

      «У меня ничего не пропадает», — любил повторять самый богатый человек своего времени. Макулатуру перерабатывали на специально построенной бумажной фабрике. Однажды миллионер-рационализатор гордо заявил: «Сюда поступают письма с просьбой дать денег. Из них я тоже делаю деньги». Для рулей с некоторого времени стали применять… солому, научилившись изготавливать особое вещество фордит. Протирочная ветошь и та была стандартизована и пронумерована. Из нее выжимали машинное масло (которое очищали и использовали), а потом кипятили, стирали и гладили.

Генри Форд наводнил Америку своим машинами

«Неубиваемые» форды наводнили Америку

      Однажды «Жестянка» заглохла напpотив лавки cтаpьевщика. Водитель тут же накупил на 11 центов вcякого хлама: cломанную мухобойку, диванную пpужину, огрызок шланга, обpезки кожи. Откинув капот, pаccовал этот утиль туда и cюда, после чего завел двигатель «кочергой» c полуобоpота. Вcкочив за pуль, бодpо бибикнул и уехал. Придя в себя после увиденного старьевщик сменил вывеску на: «Аксессуары и запчасти к автомобилям Ford»

      Поставщикам деталей Генри Форд указывал размеры досок для ящиков и эти доски шли на деревянные части машин, остатки пережигали в уголь и продавали.

      Компания приобретала по дешевке и утилизировала пущенные на слом корабли, брошенные автомобили и прочий утиль, содержавший нужные для производства материалы. В кризисные 30-е годы многим американцам стало уже не по карману содержать машину и дилеры скупали их за 30$. Затем разбирали в утилизационном цеху, изымая все мало-мальски ценное. В специальных вращающихся барабанах сортировались цветные металлы и сплавы, добытые из проводов и подшипников. С сидений срезали кожу, извлекали вату и войлок. Сцеживали остатки горючего и масла. После ободранные остовы шли под пресс, затем отправлялись в плавильную печь.

Генри Форд циркулирует

      Босс циркулирует по цехам: «Привет, Майк!», «привет, Джон!», а в ответ — «Привет, Генри!» Джон, Майк и другие — это рядовые сборщики на конвейере. В цехах царит полное равенство и никаких церемоний, — так заведено самим Фордом, ибо все сообща делают одно дело.

      Обходя как то завод, Генри Форд остановился рядом с уборщиком.

      «Как, нравится работа?» — спросил он.

      «Мне бы она нравилась больше, если бы вы собирали и продавали опилки, а не выбрасывали их», -ответил тот.

      Уборщик тут же стал начальником цеха. А Форд, собирая опилки, доски и коксовую пыль и «скармливая» их котельной, заметно экономил на топливных затратах.

185

      «Машина хороша настолько, насколько она черна» — так говорил Генри Форд

      Практика окрашивать модель «Т» исключительно в черный цвет началась с конвейерной сборки — японский черный лак сох намного быстрее. Всего за 48 часов, другие цвета могли сохнуть несколько недель. С развитием химии Форд стал предлагать другие цвета.

      Придя к заключению, что ни одно движение руки не является оптимальным, он автоматизировал все, что только можно было.

      В 1920 году, произведя реконструкцию компании, он продал все, что не имело прямого отношения к выпуску автомобилей. Далее он решил отказаться от громоздкой административной пирамиды, максимально сократив управленческий аппарат. По Форду чрезмерно сложная организационная схема неизбежно ведет к тому, что было непонятно, кто за что отвечает. «Бездельников» из здания управления перевели в цеха, нежелающих становиться к станку уволили.

      Были ликвидированы производственные совещания, не велось «лишней документации», на предприятии отсутствовали горизонтальные связи и организационные схемы. Тем самым Форд и здесь стремился создать подобие конвейера – каждый должен быть в ответе за свой маленький участок работы.

      Он часто тасовал мелких руководителей, следил, чтобы они не сваливали вину друг на друга. Дружеские отношения на работе не поощрялись, чтобы товарищи не покрывали друг друга.

      Любой работник имел свободный доступ ко всем, включая самого директора. Правда у рабочих редко имелся повод для жалоб, ибо начальники прекрасно знали, что всякая несправедливость скоро обнаружится и начальник уже не будет таковым.

      Каждый, придя в кампанию, начинал с низов вне зависимости от прошлого опыта, степени «компетентности» и «громкого» диплома. К последним босс относился с особой настороженностью, полагая, что титулы служат вывеской, освобождающей от работы. Многие управленцы начинали рядовыми рабочими и даже уборщиками. А дальше, Генри Форд в этом не сомневался, результаты труда неминуемо приведут человека на место, принадлежащее ему по праву.

      Как-то Генри Форд назначил комиссию, которая должна была выявить в офисах бездельников.

      Через месяц председатель комиссии доложил:

      — В общем, все в порядке, все трудятся в поте лица. Вот только в 952 кабинете сидит человек… Мы трижды заходили к нему, и каждый раз он курил, попивая виски, и ноги на столе, на каких-то бумагах. Предлагаем его уволить.

      — Не надо, — махнул рукой Форд. — Насколько я помню, когда в прошлом году он выдал идею, сделавшую мне миллион долларов, ноги его находились в упомянутом вами положении, а на столе стояло две пустые бутылки виски…

«Большое здание для управления, может быть, иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации.» Форд

68-летний Форд с двигателем V8

68-летний Генри Форд с двигателем V8

«Не оплачивать хождение рабочих по цеху» — так говорил Генри Форд

      Форд не жаловал курящих и полных работников. Это могло послужить причиной увольнения. Однажды он уволил одного инженера только из-за его чрезмерной полноты, сказав: «Придешь, когда сбросишь 50 фунтов», а вид толстяка, стоящего за конвейером, приводил его в ярость.

      В любой момент он мог собрать руководителей подразделений и, не обращая внимания на их отговорки, отправить отдохнуть в круиз на пару недель. Затем, в зависимости от того, как шла работа без начальника – хорошо или плохо, последнего ждало поощрение или же увольнение.

«Спрашивать: «Кто должен быть боссом?» — все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором» Генри Форд

Леонид Титов


      Другие статьи нашей рубрики «Великий Генри Форд и его автомобили»

     

Еще не читали?!

Ну это вы зря…

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Posterous
  • Tumblr

Эта статья опубликована в категории Великий Генри Форд и его автомобили.

Обсуждение закрыто.