«Непотопляемый».

Судиться приходилось часто...
      За пять лет с 1903 года в США появилось 240 автомобилестроительных фирм и конкуренты не раз пытались посадить на мель Генри Форда.
      Буквально сразу после появления «Ford Motor Co» против нее был возбужден судебный иск Ассоциацией лицензионных автопроизводителей. Еще в 1895 году Джордж Селден запантетовал сочетание двигателя внутреннего сгорания и четырех колес и теперь этот ловкий юрист, за спиной которого стояла могущественная Ассоциация, требовал у автомобильных компаний «дани» в виде покупки лицензии.
Молодой Генри Форд
      Сразу после первого процесса, где Форд потерпел поражение, конкуренты, выступавшие заодно с Сельденом, попытались добить «выскочку», организовав кампанию под лозунгом: «Каждый, купивший машину у Форда, может быть арестован». Тот в ответ стал прилагать к каждому проданному автомобилю страховку на случай судебных издержек, якобы гарантированную особым фондом в 12 миллионов долларов. На самом деле таких денег него и в помине не было, и риск выходил огромный! Компаньоны, испугавшись, бросились продавать свои доли в компании - их с готовностью покупал сам Генри. К слову, никто из покупателей так и не обратился за компенсацией - в суд на них никто не подавал.
      В конце концов для решения затянувшегося спора был устроен «следственный эксперимент». По чертежам, приложенным к патенту Селдена, и по чертежам того времени Форда было изготовлено по допотопному монстру. Колымага Селдена проползла с бесконечными остановками метров десять и заглохла навсегда. Фордовское же чудище наматывало круг за кругом, жизнерадостно грохоча мотором.
      Тяжба тянулась восемь лет. Симпатии публики были на стороне маленькой компании, вступившей в борьбу с гигантом. Никто не верил, что хваткого и упертого Селдена можно перебороть, но Форд оказался еще более хватким и упертым. Подав аппеляцию, в 1911 году в итоге он все же выиграл дело и положил конец монополии Ассоциации. Процесс наделал много шума, в итоге Генри приобрел популярность.
      «Время на борьбу с конкурентами, расточается зря; было бы лучше употребить его на работу» /Генри Форд/
      Охочая до скандалов пресса не раз пыталась «зацепить» его в отсутствии образования. Форда что называется «достали» и он решил, наконец, за слово «невежественный» в его адрес подать в суд на газету «Чикаго Трибьюн».
      На суде адвокат газеты, пытаясь поставить Форда в тупик, спросил про число солдат посланных Британией в Америку, чтобы подавить восстание 1776 года и роль Джорджа Вашингтона для страны. Но Форд не растерялся: «Я не знаю, сколько именно солдат было послано, но уверен, домой вернулось значительно меньше. Да, он не знает, что сделал для страны Джордж Вашингтон. И что с того? У каждого, сидящего здесь, может быть по три свидетельства о высшем образовании и, тем не менее, все они ездят они на машинах механика-самоучки Форда!»
      И хотя суд признал заявление газеты «о невежественности Форда» вполне обоснованным, процесс оказался в центре внимания прессы и опять способствовал росту популярности как самого Форда, так и его машин.
      Форд считал. что избыточное количество законов, регулирующих деятельность предприятий, тормозят их развитие. Как правило эти законы нелогичны, запутаны, противоречат друг другу, в чем заинтересованы сами юристы и различные службы, получая в свое распоряжение множество лазеек для законного вымогательства.
Учитесь как делать пиар у старика Форда!
      В целях рекламы Форд на пару с своим другом миллионером Рокфеллером ездили на самой дешевой модели «Т» с матерчатым верхом. В 1922 году он приобрел компанию «Линкольн» и пересел на авто класса люкс.
      В конце 1916 года он спонсировав плавание, на судне, вошедшем в историю как «Корабль мира». Вместе с делегатами мирной конференции отправился в Европу, чтобы ни много, ни мало остановить Первую мировую войну, а после производить не пушки, а трактора..
      И хотя из затеи ничего не вышло - пресса называла ее «Корабль дураков», а Форда - «Американским Дон Кихотом», но популярность его выросла. К тому же в Европе узнали, что скоро у них появится трактор «Фордзон», тиражирование слова «Ford» с лихвой окупило его расходы на «миссию мира».
      «Если вы не занимаетесь репутацией своей компании, ей займутся ваши конкуренты». /Генри Форд./
      Он первым для создания положительного образа компании стал широко использовать прессу. Реклама того времени (как, впрочем, и ныне) это картинки или фотографии при минимуме текста. И Форд однажды решил поступить «наоборот» (он вообще любил так делать). В качестве рекламы он представил подробное описание того, как была изобретена данная модель, финансовое положении компании, перечислены все сборочные заводы, фабрики и филиалы. Приходиться удивляться, но именно этот, казалось скучнейший текст в 1200 слов на две газетные страницы, способствовал наибольшим продажам.
      Он считал, что только дешевый и практичный товар можно сделать ходким, а большая реклама - свидетельство товара с недостатками. Последний он сравнивал с тупым зубилом. Так, с 1917 по 1923 год модель «Т» вообще никак не рекламировали.
      Тайну сменившей ее модели «A» сохраняли до последней минуты. «Автомобильный Король» многозначительным молчанием еще больше подогревал интерес. Образцы, зашитые в холщовые мешки, были отправлены в демонстрационные помещения. Поступило 400 тысяч предварительных заказов, хотя фактически покупали «кота в мешке». Едва осмотрев машину в демонстрационном зале, люди бежали оформить покупку.
      В первые пять дней продаж в 5 тысячах газет по всей Америке печатались огромные рекламы. «Ford Mo Co» потратила на это больше, чем за всю долгую жизнь модели «Т».
      «Бизнесмен, имеющий 4 доллара, 3 из них должен потратить на рекламу». /Генри Форд/
      С началом Великой депрессии миллионы американцев остались без работы и средств к существованию. США захлестнула волна банковских ограблений. Многие связывали свои лишения с банкирами и открыто симпатизировали налетчикам, видя в них новых Робин Гудов (хотя те и не раздавали деньги).
      На фоне тысяч налетчиков выделялся Джон Диллинджер. Тщательно продуманный план, взятие заложников и использование нескольких сменных автомашин - были его «ноу хау». Был объявлен властями «врагом общества №1». Впрочем, этого гангстера, обладающего шиком и шармом, рядовые американцы больше превозносили, чем поносили.
      В мае 1934 года Форд получил письмо от Джонни Д., где тот писал: «… вы делаете самые лучшие в Америке автомобили для побега и знаете тонкости этого дела, как никто другой».
      Тогда же ему отправил письмо и легендарный Клайд Бэрроу: «… Благодаря ровному ходу и отсутствию неполадок, “форд” может дать сто очков вперед любому другому автомобилю.» Впрочем, некоторые эксперты считают оба этих письма подделкой. Как бы то ни было, Форд не преминул случая и дал их напечатать ряду газет. А через пару недель Бонни и Клайд уже были мертвы, их краденый Ford V-8 был прошит свинцовым градом 167 пуль, что прибавило им отчаянной славы, а «фордам» громкой рекламы.
68407
Знаменитая гангстерская парочка угоняли исключительно «форды». Те полюбились им за надежность и отменное качество стальной обшивки.
      Кровавые похождения гангстеров оставалась в центре внимания американской прессы, каждый аспект их тщательно обсуждался. На протяжении многих лет бушевали слухи и рождались легенды. Вряд ли что еще так могло положительно повлиять на продвижение фордовских машин.
На волоске…
      В 1916 году взбунтовались акционеры, во главе которых стояли братья Додж. Их недовольство было вызвано тем, что прибыль шла не на выплату им дивидендов, а исключительно на расширение производства.       Но в середине 1920 года на Уолл-Стрит неожиданно разразилась паника и дела пошли плохо. Сбыт все сокращался. Он наконец понял, что ему приходится туго…
"Lincoln K" 1939 г стал первым автомобилем, специально собранным для президента США
      Автомобильный магнат развивал свое производство исключительно за счет получаемой прибыли и избегал брать кредиты в банках. Причина - проценты по кредитам войдут прибавкой к цене, став барьером между покупателями и его "фордами". В выигрыше останутся только банки, имея свой процент.
      Владельцы крупных банков подгадали момент и спровоцировали финансовый кризис, чтобы поставить Форда на колени и контролировать его бизнес. Все были уверены, «еще немного и Форду крышка».
      А тем временем Форд продолжал, как ни в чем не бывало выпускать автомобили. В то время газеты писали, что он, вероятно, уже тронулся умом.
      И когда нью-йоркские банкиры уже потирали руки, предвкушая, как они поставят «непотопляемого» Форда на колени, он раскрыл свою карту.
      У него по всей Америке было более 7 тысяч дилеров и это был выгодный бизнес. К тому времени все 35 сборочных завода скопили огромный запас автомобилей. Тяжкое бремя бегать, убеждать и умолять местных банкиров, занимать у друзей, брать закладные под свои дома – все это Форд переложил на своих дилеров. Он разослал им телеграммы, чтобы те немедленно выкупили определенное число машин.
      В ответ – тысячами полетели протестующие телеграммы. Невозможно, заявляли дилеры, это равнозначно разорению. Но Генри был непреклонен. Или они поступят так, как он им велел, и добудут для него наличные, или лишаются своего торгового агентства.
      Параллельно с этим он сократил десятки тысяч рабочих (в основном пожилых), заставив остальных работать больше. Учитывая все до мелочей, свел к минимуму свои расходы, даже закрыл на шесть недель свои заводы. Даже точилки для карандашей служащим велели иметь свои.
      Когда началась волна увольнений пожилых рабочих, в окрестностях завода резко возросло потребление черной краски для волос, которой сотрудники закрашивали седину.
      С огромным трудом , «вися на волоске», ему удалось таки в последний момент выкрутиться, оставив дельцов с Уолл-Стрита опять с носом. С тех пор между ним и еврейской мафией, реально владевшей большинством банков, осталась взаимная вражда.
Машина времени от Генри Форда.
      Ещё в 1906 году он начал бережно и увлеченно собирать ценные исторические вещи и документы, относящиеся к истории США.
      Через 20 с небольшим лет коллекция, пополнившись многочисленными ценными предметами и экземплярами техники, по сути превратилась в музей американской истории. Форд открыл его для публики, чтобы показать «как далеко и как быстро продвинулись американцы», назвав в честь своего хорошего друга, ученого.
      И все же все американцы связывают его исключительно с именем Генри Форда. Музей находится недалеко от Детройта в городке Дирборн, где он жил и где основал свою компанию.
Музей Генри Форда в Дирборне Музей Генри Форда в Дирборне       Это целый исторический город на площади в 100 гектаров, с улицами, домами, машинами, костюмированным представлением, которые переносят посетителей на много лет назад.Здесь можно ходить не то что часами, днями. На одной улице вы можете увидеть велосипедную мастерскую братьев Райт, дом, где родился Форд, а также его первый завод, хижину, в которой жили рабы, и много чего ещё. Разумеется, в музее представлены и самые интересные автомобили, колесившие по дорогам США за последние сто c лишним лет. Тут не просто бродишь между разнообразными постройками, а растворяешься в атмосфере старой Америки. Люди в костюмах давно ушедшей эпохи разъезжают вокруг тебя на древних велосипедах, компания за углом играет в крикет, приказчики магазина в ожидании покупателей режутся в карты.
Музей Генри Форда в Дирборне
Жизнь в Музее Форда настолько реальна, что кажется будто он изобрел машину времени. И сам Форд незримо здесь, с нами.
      Это музей «обо всем», где можно воочию наблюдать, как работают те или иные механизмы. Вам покажут, как раньше делали глиняные горшки, как ткали ткани, как работал печатный станок, как пилили дрова на лесопилке. Среди более миллиона разных «интересностей» внимание посетителей привлекают конечно же уникальные модели автомобилей, многим из которых уже исполнилось сто лет.