Зимняя война. Как то было.





нас обещали поддержать Англия, Америка и Швеция» - Эррко, министр иностранных дел.

Карельский перешеек. Осень 1939 года.













Так что исход войны решался на Карельском перешейке взятием только в лоб «Линии Маннергейма». И никак иначе. Для сравнения Линию Мажино можно было обойти с севера, что и сделало бесполезными все многоэтажные бетонные коробки французов.
«Не делайте того, чего хочет неприятель, единственно потому что он хочет этого; избегайте поля битвы, которое он обозрел, изучил, и еще более, на котором он укрепился и окопался» (Наполеон).
Стокилометровая горловина между Финским заливом и Ладожским озером в оперативном отношении много уже - половину занимает водная система реки Вуокса, а большую часть остального пространства покрывают озерами, болотами, скалами и лесами. Сосредоточить здесь можно весьма ограниченный контингент войск.
Извечная привычка полагаться «на авось», как и шапкозакидательство, видимо, присущи русскому характеру. Вплоть до окончания переговоров в середине ноября, РККА пребывала в двойственном положении: пойдут белофинны на уступки или не пойдут, начнутся боевые действия или нет. Вот и переходили границу советские дивизии отнюдь не в полной боевой готовности.Извечная привычка полагаться «на авось», как и шапкозакидательство, видимо, присущи русскому характеру. Вплоть до окончания переговоров в середине ноября, РККА пребывала в двойственном положении: пойдут белофинны на уступки или не пойдут, начнутся боевые действия или нет. Вот и переходили границу советские дивизии отнюдь не в полной боевой готовности.
Напротив, финская армия уже с лета скрытно проводила мобилизацию и «перейдя Рубикон», усиленно готовилась к неизбежным боевым действиям. Благодаря ежегодным масштабным учениям, войска финнов отлично знали местность, расположение соседей, дороги и тропинки, подходы и отходы, наиболее удачные позиции для засад и размещения артиллерии. Дистанция стрельбы была ими до метра вымерена, еще и зарубки дальности на деревьях делали.
Финские войска обладали всем необходимым, были прекрасно экипированы и вооружены отличного качества собственным стрелковым оружием, заметно превосходя в этом компоненте РККА.
Идея «Великой Финляндии» и ненависть к рюсси - «животным, больше всего похожих на человека», придавала внутренний накал финской нации. С незапамятных времен не воевавшая самостоятельно, она со страстью предавалась парадам, учениям, военной атрибутике.
Военному делу в отличие от нас финны учились самым что на есть настоящим образом. Начиналось с самого раннего возраста в «беличьих их» школах. После обязательной службы в армии вступление в одну из военизированных организаций. Там на ежегодных летних сборах, традиционно совмещённых с учениями армии, копали окопы, рвы, землянки, возводили надолбы и дзоты.
Милитаристские и русофобские настроения буквально пронизывали жизнь страны. Их подогревали как военизированные прогерманские национал-шовинистические Шюцкор и Лотта Свярд (женская), так и многочисленные националистические (племенные) организации с лозунгом «Против дьявола и русских». Вся подготовка личного состава финской армии и населения страны, организация, тактика и вооружение были «заточены» на войну именно с русскими. Финская агентурная разведка хорошо поработала в мирное и располагала доскональными сведениями и о готовности РККА, и о ее боевой технике.
Генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Командование РККА было уверено, что грядущая война быстро перерастет в классовую, гражданскую. Соответственно концепция позиционной войны по типу Первой мировой, прочно довлела над умами западных военных теоретиков. Финское командование во главе с Маннергеймом неуклонно следовали господствующей тогда французской военной доктрине - когда оборона сильнее атаки, вражеские войска перемалываются в кровопролитных атаках на неприступные доты.
В Первую мировую войну даже линии окопов с колючей проволокой, пулемётными гнёздами, артиллерией на закрытых позициях становились непреодолимыми. Так, за семь месяцев непрерывных наступательных боев немцы под Верденом продвинулась на 7 км(!). Военные эксперты Запада были уверены в «позиционном тупике»: если полевую оборону усилить долговременной фортификацией, то ее уже нельзя будет прорвать вообще. Красная Армия первой штурмовала долговременные укрепления.
Для обороны полосы фронта, которую в нормальных условиях должна занимать полевая дивизия, достаточно одного УРовского батальона (в одной дивизии 12 - 16 батальонов). Сколько войск русские сюда не пригонят - не поможет. Финны все равно больше патронов подвезут.










Вера Булич (Финляндия)
Папироса «Беломорканал»
Фабрики табачной в Ленинграде.
...Политрук сражен был наповал
Финской пулею в лесной засаде.
Ароматен тихий, теплый дым
Русской папиросы политрука.
Политрук был молод и любим,
Но внезапно грянула разлука.
Русских женщин красота нежна,
Любовались финны-офицеры.
«Другу и товарищу» – одна,
А другая – «от невесты Веры».
Замело метелью бугорок,
Бродит ветер по лесным могилам.
...Серый пепел, тающий дымок...
Звали политрука Михаилом.
























Засел на опушке глубоко В снегу белофиннов отряд.







Вдоль проселочных дорог,
И стучал, не уставая,
Мой походный котелок.
Пела пуля в непогоду,
Смерти кровная сестра,
Я с тобой ходил в походы,
Спал и мерзнул у костра,
Из тебя в метель ночную -
Помнишь пушечный набат? -
Пил водицу снеговую
Насмерть раненный комбат.
И однажды на опушке -
Густы ели, снег глубок -
Недобитая «кукушка»
Мне пробила котелок.
После боя раным-рано,
Как умел я и как знал,
Боевые его раны
Красной медью заклепал.
И опять пошел в дорогу,
Дует ветер, путь далек.
И подсчитывает ногу
Мой походный котелок.
Михаил Дудин 1940.












На войне в чужом краю.
Не отмечен среди павших
В том отчаянном бою.
На заре, ещё живого,
Завалил землёй снаряд.
Из состава рядового
Исключил меня комбат.
Надо мной прошла пехота,
Танки грозные прошли,
Пронесли в санбат кого-то,
А меня вот не нашли...
Нет меня среди погибших,
Нет меня среди живых.
Так о нас, пропавших, пишут
В донесеньях фронтовых...
Борис Жаров


Пробить стену ДОТов «миллионеров», да и то с фланга, можно было последовательным попаданием в одну и ту же точку двух 203-мм бетонобойных снарядов весом в 100 кг при стрельбе прямой наводкой. Гаубица не имела щита, так как обычно располагалась за 8-10 км от линии фронта. Теперь же приходилось подтаскивать 17-тонное орудие на расстояние около 200 м. На рассвете тяжелый танк проламывал просеку от орудия к доту и тут же маскируясь между деревьев расчет гаубицы открывал в упор беглый огонь, Трудно представить, как по колено в снегу, под пулями выкатывали огромную махину непосредственно на прямую видимость и открывали огонь, в свою очередь сразу попадая под прицельный огонь финских снайперов и соседних укреплений.



В штабную землянку полка.
Отрыли нас. Мертвыми трое лежат,
А я лишь контужен слегка.
Удача. С тех пор я живу и живу,
Здоровый и прочный на вид.
Но что, если все это - не наяву,
А именно я был убит?
Что, если сейчас уцелевший сосед
Меня в волокуше везет,
И снится мне сон мой, удачливый бред
Лет эдак на двадцать вперед?
Запнется товарищ на резком ветру,
Болотная чвякнет вода, -
И я от толчка вдруг очнусь - и умру,
И все оборвется тогда.
Вадим Шефнер 1958
Кирка-Муола и прилежащее кладбище стали полем ожесточенных боев.




Жить приходиться в трудных условиях - мороз мучит. Дороги плохие, плохо с доставкой продуктов. Уже месяц не мылся в бане, выросла борода. Белофинны, когда отступают под нашим натиском, то все сжигают. Нам приходится жить, где придется, часто на снегу или в воронке от разрыва снаряда. Суток по трем лежим в снегу, ведем огонь и счастьем считаем, если удастся забраться в погреб или подвал, и в тепле отдохнуть.
Несмотря на трудности, огромные испытания, мы побеждаем, и каждая победа радует, вселяет уверенность, радость за Родину, РККА, за себя. Через несколько дней годовщина РККА, будете праздновать. Мы тоже годовщину Красной Армии хотим ознаменовать взятием одного крупного укрепления. Теперь готовимся, сегодня идем в разведку.
Да, многое изменилось. От заведующего роно до красноармейца, затем замполитрука полка, а теперь – политрук роты (нашего политрука ранило). Жив буду – Героем или орденоносцем. А может, погибну – то тоже как герой.
Посмотрела бы ты, как я теперь выгляжу. На голове (лицо обросло, черное от сажи) каска, теплая шапка, шлем. На себе - винтовка, противогаз, револьвер, пара гранат, четыре сумки с патронами, полевая сумка, котелок, кружка, лопатка, шинель, рукавицы, валенки. Правда, недавно у огня валенок сжег. Теперь на валенок финскую гетру-чулок натянул. Щеголем выгляжу…
Ну, вот и все. Пишу на финской бумаге и высылаю письмо в финском конверте. Буду жив, напишу, а погибну (все возможно), то сообщат тебе. Но, не унывай, Валя, я себя берегу.
Ну, будьте здоровы и счастливо живите, не забывайте меня. Валя, береги себя и ребят воспитывай по-большевистски. Привет всем товарищам и знакомым. Крепко жму руку, обнимаю. Целую всех вас, мои родные. Ваш Николай».
Адрес: Действующая армия. 109 полевая станция. 271 стрелковый полк, 2 стр. рота. Харину Н.С.
Письмо написано за две недели до гибели Харина Н.С., посмертно награжденного орденом Красной Звезды. Он был убит в числе раненных, убитых финскими лыжниками, прорвавшимися к медсанбату.

Воздушный таран
в небе Карелии |
![]() |
Лейтенант Михин на полевом аэродроме после воздушного боя .
|
На подходе к цели наши самолеты были встречены несколькими истребителями типа «Фоккер Д-21», которые пытались помешать выполнению боевой задачи. Тогда летчик Федотов и летчик Михин атаковали белофиннов, остальные, ведомые Кочмалой, настойчиво шли к своей цели. Летчик Михин произвел несколько стремительных атак и ударом крыла отсек у финского истребителя хвостовое оперение. «Фоккер» перешел в штопор и врезался в землю. От сильного удара самолет Михина содрогнулся, часть крыла деформировалась, но, несмотря на это, смелый летчик благополучно посадил самолет на свой аэродром».- 15 февраля 1940 года. Красноармейская газета «Ленинский путь».




Филюта: «При отражении из станкового пулемета финнов 31.12.39 был ранен, гранатой оторвало левую руку и ослепило на оба глаза, был взят в плен. С меня стащили телогрейку, брюки и валенки и везли почти голого в 35-40 градусов мороза за 40 км и бросили на ночь в холодную избу. Пришел в сознание в госпитале города Выборга, были обморожены у ног пальцы. До 8 февраля 1940 года на ногах ходил. Когда потребовали отдать партийный документ я не отдавал, сопротивлялся. В издевательство надо мной отняли выше лодыжек обе ноги 8.2.40». Дьяченко: «В госпитале кормили как свиней. В госпитале нисколько не лечили, рука чуть ранена, пилили прямо, пальцы отрубали с кистями, перевязывали сами себя».









Сколько их? Не считал, дорогая.
Мы убитых устали считать,
В этом поле, от края до края,
Кровью полита каждая пядь.
Эту землю пришлось не от скуки
Динамитом и порохом рвать,
Будут плугом, наверно, и внуки
Кости дедов своих отрывать…
Здесь за клок неудачных полей", -
Ты ответь, что у нас не любили
Торговаться с Отчизной своей!
Александр Решетников,

Арни потерял сознание, а когда очнулся, то обнаружил себя уже в Метсяпиртти, в советском полевом госпитале. Его накормили горячей пищей и даже влили в него стакан водки. Смерть отступила. Затем его переправили в советский тыл, рядовой Нити покочевал по советским госпиталям, побывав в Рауту, Сиркиянсаари и в Ленинграде. В конце концов, он очутился в лагере для военнопленных в глубине России, откуда благополучно вернулся на родину в мае сорокового года».

Возвращающихся из плена направляли в Южский лагерь (Ивановская обл.), где в течение трех месяцев проводилась их тщательная проверка. Кто сдался добровольно? Кто как себя вел в плену? Кто поверил вражеской пропаганде? Кто завербован иностранной разведкой? Кто выдавал коммунистов и комсомольцев? Кого можно отнести к сомнительным и чуждым элементам?
Выявлено и арестовано 414 человек, изобличенных в активной предательской работе в плену и завербованных финской разведкой для вражеской работы в СССР. Из этого числа закончено и передано следственных дел на 344 чел. Приговорены к расстрелу 232 чел. Приговор приведен в исполнение в отношении 158 чел.
Бывших военнопленных в числе 4 354 чел., на которых нет достаточного материала для предания суду, подозрительных по обстоятельствам пленения и проведения в плену, - решением Особого Совещания НКВД СССР осудить к заключению в исправительно-трудовые лагеря сроком нот 5 до 8 лет.
Бывших военнопленных в количестве 450 человек, попавших в плен, будучи раненными, больными или обмороженными, в отношении которых не имеется компрометирующих материалов, - освободить и передать в распоряжение Наркомата обороны" - .доклад 28 июня Сталину/

![]() |
финский волк злой и добрый медведь русский, вступили в смертельный бой на снежной тропе узкой, медведь хоть и добрый, поломал волку рёбра, разодрал когтями брюхо, остались целыми хвост и ухо. |
![]() |
Леонид Титов
;