Новое времяи Мы

Генри Форд. ГЛЫБА.

      Однажды щуплому Генри, с трудом везшему доверху груженую тележку, один из инженеров крикнул: «Крепче упирайся пальцами ног, парень, и у тебя все получится!»Это было, когда ему не было и 18-ти лет и он, едва обосновавшись в Детройте, устроился рабочим на судостроительный завод. Много лет спустя на портале своей знаменитой инженерной лаборатории он распорядится выбить эти самые слова, брошенные тогда ему на ходу.
    Одни Генри Фордом восхищались, другие выразительно крутили пальцем у виска. Над ним смеялись, ему завидовали, постоянно «вставляли палки в колеса», но его это все мало волновало - он неуклонно шел с присущей ему редкой настырностью к поставленной цели. Дважды попытки создать собственную компанию терпели неудачу. Успешной стала третья, ему было уже 40.
Генри Форд
«Это моя компания, я создал ее, и пока я жив, она будет такой, как я хочу».
Недоброжелатели были уверены
- ему помогает сам дьявол.
      Любил насвистывать, заставив усомниться в примете «не свисти - денег не будет». Те текли к нему рекой парадоксально: рабочим платил больше, продавал «форды» дешевле конкурентов. Подтверждалась истина: много работая - можно много заработаешь, чтобы разбогатеть надо придумать что то новое.
      Двигатель внутреннего сгорания, карбюратор, саму конструкцию автомобиля, коробку передач, кардан, несущий кузов, полный привод изобрели другие выдающиеся инженеры - Отто, Бенц, Рено, Лянча, Майбах, Порше. Механик милостью божьей, Генри Форд был непревзойденным мастером улучшения уже известного, а вот революционные инженерные и конструкторские решения - не его стезя.
    И конвейер придумали до него. Форд, пионер конвейерной сборки такого технически сложного изделия, как автомобиль, стал первопроходцем в такой далекой от техники области, как экономика. Именно благодаря этому у него не только не было недостатка в хрустящих банкнотах, но и он - общепризнанный «отец автомобиля», первое место в зале славы мирового автомобилестроения несомненно его.
      Начиная с первого автомобиля Карла Бенца (1885 г.) началась бешенная конкурентная гонка производителей. В ходе нее автомобили постоянно совершенствовались, становясь комфортнее, проще в эксплуатации, надёжнее и мощнее. В США более 400 фирм производили наряду с машинами на бензине, и электромобили, и «паровики». Они жестко конкурировали за покупателей-толстосумов, поочередно обходя друг друга, и было еще неясно, за кем из них будущее.
    Автомобильную историю делали яркие, неординарные люди. Шевроле, Хорьх, Пэкард, Бугатти, Ситроен, Лиланд, братья Додж – далеко не полный список инженеров, как говорят, «от Бога», привнесших огромное число технических находок и создававших в то время «крутые тачки». В невероятно простой даже для своего времени предложенной Генри Фордом модели «Т» не было и намека на комфорт. Как и по большому счету особых технических решений. Не бог весть какая машина, о ней сейчас никто бы не вспомнил, если бы он не «уловил волну» технической революции, на гребне которой «автомобиль для всех» вскоре стал реальностью.
      В то, что можно делать автомобили «хорошо, а продавать дешево», не верил никто, как никто не поверил бы сейчас в то, что кто-то начнет производить самолеты, которые будут по карману едва ли не каждому. Форда считали безумцем и ждали, что ему вот-вот «крышка». Владеть автомобилем тогда могли разве что самые богатые (и «маньяки-механики»). Этот дорогой, технически сложный товар (дел«али год-два под заказ) расходился крайне медленно. Цену, как велось с испокон веков, устанавливали столь высокой, насколько позволял спрос на рынке. А Генри, имея за плечами банкротство двух компаний, свернул с накатанной колеи. Он рассудил - лучше быстро сделать и продать десять дешевых машин, чем возиться со стоимостью в небольшой особняк авто-шедевр, которому суждено пылиться на складе.
      Продавать дешево еще мало. Надо еще и убедить публику, что каждый купивший «форд» «не выбросит на ветер деньги» и сможет легко им пользоваться.
«Форд Т» и в наши дни используют вовсе и не как музейный экспонат
«Лучшая машина та,
которая едет». /Генри Форд/
      Пока лишь богачи покупали авто, вопросы эксплуатации производителей не интересовали. Сервиса не существовало, о гарантии никто и не заикался. Мелкие поломки устранял нанятый механик. Каждая деталь вытачивалась специально, подгоняясь на месте всякий раз заново. Владельца дорогущей машины продолжали «потрошить» на ремонте и деталях.
      «Лучший сервис - своими руками» - Генри Форд и конструировал машину, ремонтируемую «на коленке» (на худой конец в сельской кузнице).
     «Ford Motor Co» впервые ввела единые стандарты для всех деталей и крепежных элементов с точностью 0,003 мм(в то время!) и сделала их крайне дешевыми. Выгоднее было заменить деталь, нежели чинить. Тогда собственно и появилось понятие запчастей. Сложные узлы и агрегаты теперь меняли целиком на новые заводской сборки - качество ремонта стало несравненно выше.
Форд утверждал - на 80% красоту
машины определяют ее колеса
     «Машины продают лишь для того, чтобы затем продавать запчасти к ним». /Генри Форд/
     Решающий ход Великого Генри Форда в борьбе за покупателей - создание широкой сети дилеров во всех (!) городах США и по всему миру с продажей, обслуживанием и ремонтом проданных «фордов». Дилерам предписывалось не буксировать сломанные машины днем и разделить торговые залы от ремонтных зон, чтобы покупатели не слышали жалобы владельцев неисправных машин. Очередное ноу хау Генри Форда - указывать цену «форда», «голенького, как новорожденный младенец». Ехать то он ехал, но для эксплуатации нужно было еще прикупить и запасное колесо, и тент, и сигнал, и фонари, и инструмент.
      Конкуренты не раз пытались посадить на мель «Ford Motor Co». Сразу после появления против нее был возбужден судебный иск Ассоциацией лицензионных автопроизводителей, требовавшей «дани» в виде покупки лицензии. От ее имени выступал ловкий юрист Селден (еще в 1895 году запантентовал сочетание двигателя внутреннего сгорания и четырех колес). Сразу после первого процесса, где Форд потерпел поражение, конкуренты попытались добить «выскочку», организовав кампанию под лозунгом: «Каждый, купивший машину у Форда, может быть арестован». Тот в ответ стал прилагать к каждому проданному автомобилю страховку на случай судебных издержек, якобы гарантированную особым фондом в 12 миллионов долларов.
      Тяжба тянулась восемь лет. Никто не верил, что хваткого и упертого Селдена можно перебороть, но Форд оказался еще более хватким и упертым. В конце концов для решения затянувшегося спора по чертежам, приложенным к патенту Селдена, и по чертежам того времени Форда было изготовлено по допотопной колымаге. Колымага Селдена проползла с бесконечными остановками метров десять и заглохла навсегда. Чудище же Форда наматывало круг за кругом, жизнерадостно грохоча мотором.

      Судиться Форду приходилось часто. Так, на страницах газеты «Чикаго Трибьюн» его назвали невежественным, за что он подал на нее в суд. На процессе адвокат задал истцу несколько вопросов по программе средней школы. Ни на один вопрос тот не ответил, но не растерялся: «Да, он не знает, что сделал для страны Джордж Вашингтон. И что с того? Он механик-самоучка и не скрывает этого. У каждого, сидящего здесь, может быть по три свидетельства о высшем образовании и, тем не менее, все они ездят на его, Форда, машинах!». Процесс, оказавшись в центре внимания прессы способствовал росту популярности как самого Форда, так и его машин.
     «Каждый раз, когда я понижаю цену на 1 доллар, я получаю тысячу новых покупателей!» /Генри Форд/ Покупатели не сразу «распробовали» «Форд Т». Но вскоре удостоверились - за небольшие деньги это по-настоящему надежная машина, которой нипочем бездорожье Америки тех лет. И пока конкуренты, посмеивались и дивились блажи выскочки «делать хорошо, а продавать дешево» с его «экипажем для черни», тот быстро заполонил Америку.
      До него автомобили были продуктом кустарного производства, а потому ненадежными и баснословно дорогими. Наладив конвейер. он штамповал их словно пуговицы. Тем самым не только поставил мир на колеса, но и проложил путь в индустриальный век. Линии производства бытовой электроники, линии разлива молока, «Big Mac» - все они ведут свою родословную от его сборочной линии.
      Ключ успеха «фордов»: минимум цены - максимум простоты и качества. Разобрав «по косточкам», об этом будут строить схемы и пространно рассуждать в учебниках экономики. Но пройти проторенным «поцелованным богом» Фордом путем не удалось никому.

      Лучший бизнесмен ХХ века не поскупился на оставленные загадки. В чем главный секрет его успеха? В гении изобретателя? Харизме и безоговорочной вере в себя? В редком таланте предпринимателя? А может быть, как были уверены многие, дело в магическом квадрате Пифагора, который начертал хитроумный Форд на долларовой купюре и прятал в потайном отделении бумажника?
      Ничто на свете не может заменить одержимость идеей, которая заставляет человека работать как проклятого, становиться сильнее от встречающихся преград.

      Генри Форд - «человек, который сам себя сделал». Его империя, первая в мире транснациональная компания - 48 заводов в 23 странах на всех континентах, где трудились около 150 000 человек. Деньги и слава пришли к нему «сами собой» и были далеко не главным стимулом.
.
Чтобы создать так долго любимый автомобиль, надо быть Генри Фордом
Чтобы создать так долго любимый автомобиль, надо быть Генри Фордом
      Генри Форд был одержим «вечным» автомобилем, чтобы тот как хорошие часы служил хозяину всю жизнь. И лишь нереальность этой мечты помешала ему.
      Но и то, что удалось, поразило всех. Авто в то время совершенствовались буквально на глазах, а модель «Т», любовь Генри Форда на всю жизнь, почти 20 лет(!) выпускалась практически в неизменном виде. Лет через пять машины других фирм уже разваливались на части, а его «Жестянка» продолжала и продолжала работать.
      «Форд Т» в конце производства стоил меньше бытового холодильника! Причем это был автомобиль на уровне техники тех лет, собранный из самых что ни на есть добротных материалов. Верится с трудом, но это факт.
      Не благодаря редкой удаче или секундному озарению на него пролились дождем слава и деньги. Напротив, он достиг всего в поте и каждодневном труде. В 16 лет Генри бросил школу и, никому не сказав, ночью пешком отправился в Детройт. Недолго проработав на фабрике вагонов для конки, устроился подмастерьем на судостроительный завод братьев Флауэрз. А по ночам подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.
Генри Форд на групповом снимке  сотрудников детройтского филиала «Edison Illumating Co
Групповой снимок сотрудников детройтского филиала «Edison Illumating Co».
Генри Форд третий справа в верхнем ряду. Еще пока обычный смотритель линий…
      На некоторое время он вернулся в дом отца, но лишь для того, чтобы окончательно разочароваться в деревенском образе жизни. Генри вновь, уже с молодой женой, направляется в Детройт. На этот раз он устроился смотрителем линий в компанию Эдисона. Через два года он уже главный инженер, а его оклад удвоился до 90$ в неделю. Угольный сарай рядом с его домом Генри переоборудовал в мастерскую, здесь (1896 г.) создавался его первый автомобиль - Quadricycle. Двигатель в 4 л.с. ременной передачей разгонял машину, у которой 4 колеса были от велосипеда, до 30 км/ч. На ней Генри, жена Клара и сын Эдсел выбиралось за город на прогулки, удивляя соседей и пугая лошадей. В 1899 году он увольняется, чтобы основать Detroit Automobile Company - первую в городе автомобильную фирму.
      Лучший бизнесмен ХХ столетия был худощав, подтянут и энергичен, имел жесткий и непростой характер. Важные решения принимал единолично..
Генри Форд
«Для меня лично нет ничего отвратительнее праздной жизни»
«Кто перестал учиться, тот старик - в 20 лет или в 80 лет. Когда же ты учишься, ты всегда остаешься молодым». /Генри Форд/
      На себя мэтр тратил мало, слыл аскетом и вегетарианцем, предпочитая мясу сырые овощи, орехи и сою. Спиртное избегал, не курил, рано ложился спать, каждое воскресенье ходил в церковь. Дорогие вещи, как и часто менять гардероб не любил, обычно нося безупречно выглаженный светлый костюм из тонкой материи.
      В начале 30-х служащий аэропорта Лондона не смог скрыть изумления, узнав в человеке в поношенном плаще интересующимся дешевым отелем Автомобильного Короля. В ответ на недоуменный вопрос тот раздраженно произнес: «Этот плащ носил ещё отец, но разве это имеет значение? Я останусь Генри Фордом даже в самом дешевом отеле и что бы я ни надел…»
      «Я не собираюсь умирать богатым. Мне не нужна большая недвижимость. Жене тоже много не надо. Мой сын достаточно способный и хочет сам о себе позаботиться, так что мне не нужно передавать ему состояние. Я не собираюсь завещать деньги дальним родственникам — у меня куча бедной родни, но они не знают, что делать с деньгами. Богатство, которое приходит в мои руки, вернется людям, которые его заработали».
«Бизнес, который не делает ничего, кроме денег – плохой бизнес». /Генри Форд/
      Почему перешел от шестидневной 48-часовой рабочей недели к пятидневной сорокачасовой, сохранив прежние зарплаты: «В условиях растущего рынка жизненно необходимо обеспечить работникам свободное время, которое те смогут потратить на покупку и использование потребительских товаров, к коим относятся и автомобили»,
      Среду считал самым продуктивным днем. В противовес джазу устраивал, вечера старинных танцев. Любил кататься на коньках. Рождество в своем имении отмечал, наряжаясь Санта-Клаусом и приглашая соседских ребятишек.
      Список друзей - Томас Эдисон и Джон Д.Рокфеллер. Список врагов: все банкиры, финансисты, биржевые спекулянты и юристы, а также лично Ротшильд, президент Рузвельт и Чарли Чаплин.

Музей Генри Форда в Дирборне Музей Генри Форда в Дирборне
      Машина времени от Генри Форда. Ещё в 1906 г. он начал увлеченно собирать ценные исторические вещи и документы, относящиеся к истории США.
      Пополнившись многими ценными предметами и экземплярами техники, коллекция по сути превратилась в музей американской истории (находится недалеко от Детройта в городке Дирборн). Это музей «обо всем» - целый исторический город на площади в 100 га, с улицами, домами, машинами, костюмированными представлениями, которые переносят посетителей в старую Америку. Можно воочию наблюдать, как работают те или иные механизмы. Люди в костюмах давно ушедшей эпохи разъезжают на древних велосипедах, компания за углом играет в крикет, приказчики магазина в ожидании покупателей режутся в карты... Жизнь вокруг настолько реальна, что кажется будто Форд изобрел машину времени и сам незримо здесь..
Cиний овал логотипа «Ford Motor Co» - символ надежности, «клеймо высшей пробы».
      Генри Форд избегал изысканной отделки салона, мало заботился о комфорте и престижности марки. Не стремился к высокой скорости серийных машин, не придумывал им красивых названий. Но требования к качеству используемых материалов и комплектующих у него были высочайшие.
      «Отец пиара» - Генри Форд, именно он первым стал в целях рекламы использовать прессу, всякий раз уходя от шаблонов. Однажды он представил на двух газетных страницах, казалось, скучнейший текст в 1200 слов с подробным описание того, как была изобретена данная модель, финансовом положением компании, перечислением всех сборочных заводов, фабрик и филиалов и т.п. Эта реклама «наоборот» привела наибольшим продажам.
«Бизнесмен, имеющий 4 доллара, 3 из них должен потратить на рекламу».
      В мае 1934 Форд получил письмо сначала от «гангстера №1» Джонни Д., где тот писал: «… вы делаете самые лучшие в Америке автомобили для побега и знаете тонкости этого дела, как никто другой», а в след от легендарного Клайда Бэрроу: «… Благодаря ровному ходу и отсутствию неполадок, “форд” может дать сто очков вперед любому другому автомобилю». Некоторые эксперты считают оба этих письма подделкой. Как бы то ни было, Форд дал их напечатать ряду газет. А через пару недель Бонни и Клайд уже были мертвы, их краденый Ford V-8 был прошит свинцовым градом 167 пуль, что прибавило им отчаянной славы, а «фордам» оглушительной рекламы.

68407
Знаменитая гангстерская парочка угоняли исключительно «форды». Те полюбились им за надежность и отменное качество стальной обшивки.
      «Коллективное руководство», «демократические выборы» начальников считал полной чушью. «За всякое дело отвечает только один человек».
      «Спрашивать: «Кто должен быть боссом?» - все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором». /Генри Форд/
      В кабинете шеф проводил меньше времени, чем в цехах, наведываясь во все закоулки. Временами казалось, что каким то непостижимым образом он мог одновременно находиться в нескольких местах. Уже будучи в преклонном возрасте хватался за ключи и работал на сборке, поучая рабочих.
«На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе.
Днем он должен думать о ней, а ночью она ему снится». /Генри Форд/
      Генри ненавидел официальные заседания - важнейшие вопросы обсуждались за обедом ровно в полдень. За обедом он и тестировал потенциального топ менеджера. Когда им приносили по стейку, мэтр густо солил свой кусок мяса и затем протягивал солонку соискателю. Шанс устроиться в компанию получали лишь те, кто сперва пробовал свой стейк, а только потом его солил.
      В целом же имеющиеся описания системы управления «Ford Motor Co» туманны. Никто толком так и не понял, почему сложнейшее многотысячное предприятие c царящим творческим беспорядком и импровизацией, работало как часы.
      Платя больше чем в других компаниях, и от сотрудников и рабочих Генри Форд требовал того же, что когда-то требовал от него самого отец, - выкладываться полностью. Он ввел на заводе атмосферу постоянного творческого соревнования - каждому сотруднику надлежало предложить собственную идею по совершенствованию производства. При этом прислушивались к любой мелочи.
Чистоте заводских туалетов позавидовали бы многие первоклассные отели.
Конвейер на заводах Генри Форда       Идея конвейерной сборки автомобилей пришла в голову помощникам Генри во время визита на чикагские скотобойни. Зловеще-завораживающая картина двигающихся от поста к посту подвешенных на цепях туш, где их ждали мясники с тесаками наготове, отрубая куски, ее эффективность, поразила инженеров.
Книга Генри Форда       Он так и не обучился читать чертежи: инженеры готовили деревянный макет и отдавали ему на суд.
      В общей сложности у Генри Форд 161 патент (последний незадолго до 80-летия) на механические узлы и целые агрегаты, многие детали он впервые изготовил на станке собственноручно.
      Личный магнетизм, умение заражать окружающих энтузиазмом и собственными идеями - все это было у Генри в избытке. Но и покладистым характером не отличался - был упрям и своенравен, терпеть не мог делиться славой.
      «Моя жизнь, мои достижения» - классика по современным методам производства. Издана в десятках странах. В СССР в 1924-28 гг. переиздавалась 7 раз. Настольная книга Сталина.
      Производство автомобилей и тракторов в СССР начиналось при поддержке «Ford Motor Co». Ее методы организации производства Сталин с успехом применил при построении плановой экономики в масштабе огромной страны (представленной суперконцерном). «Кадры решают все» - к этому первым пришел Генри Форд, осознавший прямую зависимость крупной компании как от работников.
Генри Форд среди руководителей компании       Имена многих замечательных администраторов, конструкторов, инженеров так и остались в тени его великого имени. На тракторе Чарлз Соренсен - «первый после Форда».

«Уничтожьте гомосексуализм и фашизм исчезнет». /Генри Форд/
,             Ища нешаблонные подходы к сложным техническим задачам он порой поручал их совсем еще молодым специалистам. Когда же опытные инженеры указывали на невозможность решения в принципе, мэтр отвечал: «Тише, не говорите им об этом, они этого не знают».
Lincoln Zephyr Convertible Sedan V12 (1938)
Lincoln Zephyr Convertible Sedan V12 (1938)
Самая легкая и устойчивая предвоенная
машина. Создавая ее конструктор
Джон Тьярди не вёл никаких расчетов,
а просто доверился своей интуиции...
      Чтобы попасть в круг самых богатых, не нужны хорошие образование и манеры. Надо иметь мертвую хватку, никому ничего не прощать, быть изворотливым и хитрым, цепким, честолюбивым. И еще прирожденным игроком. Незадолго до смерти, то ли в шутку, то ли всерьез, 98-летний Рокфеллер назначил Форду встречу в раю. Тот ответил, что в раю они уж точно не встретятся.
«Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохой кофе». /Генри Форд/
      Как то он собрал руководителей подразделений и, не взирая на их отговорки, отправить отдохнуть в круиз по Карибскому морю на пару недель. От того, как шла работа без начальника, того после «отпуска» ждало повышение или увольнение.
      Форд отличался странностями в поведении (что, впрочем, нередко для ярких личностей).
Так, вместо личного извещения сотрудника об увольнении, он предпочитал, чтобы тот все понял, придя утром на работу и увидев разрубленные на куски стол и стул, разбросанные бумаги.
      Однажды его заместители решили сделать приятный сюрприз шефу пока тот был в отпуске, подготовив опытный образец нового автомобиля. Тот был немало удивлен и стал неторопливо осматривать красную машину с низкой посадкой. Не говоря ни слова, он ухватился за дверцу и отломал ее, следом сорвал с петель вторую, кулаком разбил лобовое стекло, после взобрался на крышу автомобиля и принялся на ней прыгать. Разломал все, что только смог.

«Лучший автомобиль - новый». /Генри Форд/
Генри Форд с сыном Эдселом у V8 Ford (1936)
Генри с сыном Эдселом у V8 Ford (1936)
      Консервативный по характерe, он вместе с тем был в постоянном поиске новых путей развития, любил экспериментировать. Как это сочеталось в одном человеке - загадка.
      Как то проводя испытания Эдсел Форд на свой страх и риск оснастил десяток Ford «V8» гидравлическими тормозами взамен механических. Ничего не подозревая, Старый Генри как обычно от души разогнался на наугад выбранной машине и тут вдруг лопнула тормозная магистраль. Натерпевшись страха, мэтр каким то чудом остановился, но о гидравлике в тормозах никто долго и не заикался. Архаичный механический привод тормозов - «стальная надежность на всем пути от педали до колес», сохранился до конца производства. Также как и допотопные поперечные рессоры, отказаться от которых много раз инженеры убеждали упертого Старого Генри - аргумент был один: «Почему они должны быть поперечные? Да потому же, почему колеса круглые!»
      Кровавая бойня Первой мировой войны, социальные потрясения и революции… Казалось, капитализм обречен. И тут, во многом именно благодаря фордовским инновациям, массовому конвейерному производству, возникает новый технологический уклад и оказалось возможным сочетать относительно высокую зарплату со значительной прибылью и дешевой продукцией. Появляются «синие воротнички», средний класс и «старый» капитализм приобретает устойчивость, постепенно возрождается.
      Прагматичный, острый ум чудесным образом гармонировали с поразительной интуицией, креативном мышлением. «Коронка» Генри Форда - поступать вопреки господствующему мнению и суждению «авторитетных экспертов».
Практически все начинания Форда  выглядели безумно.
«Нюх - парадоксов друг».
Практически все начинания Форда выглядели безумно.
      «Поцелованный богом», он обладал способностью латерального («бокового») мышления - опираясь на служащую навигатором интуицию, отпустить мысли в «свободный полет». Когда все вокруг «копали в глубину», мэтр безошибочно, по наитию, «копал в совсем другом месте».
      Латеральное мышление («бег по кочкам или россыпи камней») позволяет найти новую идею, а логическое - развить ее. Именно парадоксальностью, уходом от шаблонов, нестандартные решения так эффективны. Логикой к ним можно прийти лишь после того, как уже найдены.
«Покупателями не рождаются.
Ими становятся». /Генри Форд/
      Когда в 1914 году прибыль компании за счет конвейера существенно превысила ожидания, Генри вернул купившим в тот год ее машину 50 $ (тогда немалые деньги). Последовал бунт взбешенных акционеров во главе с братьями Додж. Будучи «на волоске» от потери компании, ему удалось таки избавиться от акционеров, выкупив их долю. Лояльность покупателей бесценна - "форды" стали покупать и те, кто совсем недавно и не задумывался обзавестись автомобилем.

      «Нужно… чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество». /Генри Форд/
      Считал двигателем экономики производительность труда и мотивацию к нему. А «корифеи» экономической науки - «деньги плодоносны по своей природе», «юристы напишут хорошие законы и все пойдет как часы», и прочее бла-бла-бла.

Генри Форд.
«Я наотрез отказываюсь считать
что либо невозможным…» /Генри Форд/
      Он пережил единственного сына - Эдсел умер от рака в 1943-м. Возможно, это цена, которую пришлось заплатить за сказочное богатство и всемирную славу?
      На закате жизни пришел к выводу, что отсутствие выбора делает человека счастливее.
      До последних лет он оставался подвижным, устраивал пробежки, ходил по полю за трактором в жаркий летний день, ни на шаг не отставая.
      Дела компании уже мало интересовали Великого Генри. Он начал собирать полотна Тициана - кто-то сказал ему, что художник создавал шедевры в 99 лет. Чтобы собрать все картины, ему осталось к своей коллекции прибавить всего три…
Генри Форд поставил Америку на колеса
Генри Форд - «отец современной Америки». Ее во многом сотворили автомобили, мощный импульс получил ряд секторов экономики, Америка начала покрываться сетью дорог.
И «пошло-поехало»...
      7 апреля 1947 года Генри Форда не стало.
      Накануне весь день шел проливной дождь. Огромный особняк в Дирборн погрузился во мрак. Под монотонный шум дождя и рев воды, вышедшей из берегов обычно спокойной реки Руж, хозяину стало совсем плохо, наступила смерть от кровоизлияния в мозг.
      Проводить в последний путь того, кто стал гордостью Америки, собралось более ста тысяч человек. Заводы Форда встали. Ненадолго…
      Едва ли найдется с десяток людей, столь же сильно изменивших жизнь на Земле. Он дал возможность миллионам ощутить ни с чем не сравнимое чувство скорости, власти над пространством и временем.
Генри Форд жил, Генри Форд жив, Генри Форд будет жить!
Да, мужик весьма серьезный был, это правда.
Леонид Титов


    Часть 2. «Вы покупаете «Форд» не потому, что он дешевый, а потому, что он лучший» / Генри Форд/.
    В начале 20-х годов Форд, путешествуя по Флориде, увидел на обочине шоссе человека, пытавшегося починить свою шикарную машину. У того был настолько измученный и унылый вид, что Автомобильный Король остановился, решив помочь. Читать далее...

    Часть 3. Генри Форд. Лучший друг фермеров.
        «Вы самый богатый человек в мире, а я самый бедный, и потому мы, наверное, должны действовать заодно», - писал Генри Форду фермер из Южной Дакоты осенью 1922 года. Тысячи писем ежедневно приходили к нему с просьбами ссудить деньги. Их секретари тотчас бросали в мусорные корзины. Но это, зная шефа, оставили. Читать далее...

    Часть 3. У Генри Форда ничего не пропадает...
      «У меня ничего не пропадает», - любил повторять самый богатый человек своего времени. Так, макулатуру перерабатывали на специально построенной бумажной фабрике. Однажды миллионер-рационализатор гордо заявил: «Сюда поступают письма с просьбой дать денег. Из них я тоже делаю деньги». Читать далее...

    Часть 4. Пять долларов Генри Форда, изменившие мир.
      В 1914 году Генри Форд неожиданно для всех,как казалось ни с того ни с сего, стал платить рабочим невиданную по тем временам зарплату – 5$ в день. Читать далее...